Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.
Ответьте на 5 вопросов о вашем ребенке и математике
Пройти тест

История о том, как у подростка рождается желание учиться

В этой статье мы расскажем про одну программу с трех разных точек зрения: мамы, подростка и преподавателя. Наш редактор Анна взяла интервью у каждого из участников и получился очень любопытный разговор из которого, мы уверены, вы сможете узнать действенный способов замотивировать подростка учиться посерьезнее.

Привет, я Эвелина, мама-акробатка, как шутят друзья. У моих сыновей разница в возрасте десять лет. Их воспитание — сплошной акробатический кульбит.

Однажды в мае, «под конец школы» наш старший— Степан пришел домой и заявил, что учиться ему неинтересно, ехать на дачу он не желает. И вообще всё лето планирует проиграть в компьютер. Я растерялась от такого манифеста: понимала, что не готова оставить ребенка в душном городе один на один с монитором. В результате я нашла выход — расскажу, какой. А мой сын добавит собственную историю.

Отдельный восторг у сына и других ребят вызвал сам сплав — испытание мужества, счастье маленького капитана. Степа сказал, что нашел в лагере настоящих друзей, проверенных на воде и суше. И признал, что сам чувствует, как повзрослел.

Не желаешь учиться — на Соловки

За свои 13 лет подобный фортель Степа выкинул впервые: до этого он неплохо учился, без споров ездил на дачу, пару раз бывал в летних лагерях, пусть и отзывался о них без восторгов. А теперь вот — «бунт на корабле»

— Ничего не сделаешь, переходный возраст, — развела руками наша бабушка, в прошлом учитель музыки.

Мы задумались, чем в 21 веке можно увлечь 13-летнего упрямца, кроме компьютерных игр? И ответили себе: «тем же, чем и всегда: приключениями!» Кинулись в Сеть искать нестандартные лагеря для подростков и вышли на программы Маткласса: «В лабиринтах наук» — умный сплав по рекам Соловецкого архипелага и «Курс наук под парусом» — математический яхтинг на Черном море. Бинго, решили мы. На один из этих вариантов наш бунтарь точно согласится!

Сын выслушал. Обещал подумать. Но время поджимало, и на семейном ужине было решено «сослать» потерявшего интерес к учебе ребенка на Соловки.

Тринадцатилетний капитан

И он поехал, но без особого энтузиазма. А через две недели вернулся другим человеком! Сын бурлил впечатлениями, как горная река. Восхищался Соловецкой природой, удивлялся белым ночам. Признавался, что до сих пор не понимает, как такое возможно: проснуться, выйти на улицу и увидеть день! Отдельный восторг у него и других ребят вызвал сам сплав — испытание мужества, счастье маленького капитана. Степа сказал, что нашел в лагере настоящих друзей, проверенных на воде и суше. И признал, что сам чувствует, как повзрослел.

Впрочем, в финале своего рассказа вывод Степа сделал неожиданный: «все было так круто, хотел бы поехать еще с той же командой, но боюсь разочароваться». Мы решили выдохнуть, не спешить, дождаться следующих каникул. А пока — подтянуть учебу. Тем более в лагере Степа зауважал математику и полюбил ТРИЗ с его открытыми задачами на логику.

На ТРИЗе нам с ребятами пришлось придумывать неожиданные, даже сверхъестественные решения. После совместной гребли на катамаране это нас сдружило еще больше.

Ребенок принимает решение

Через пару месяцев сын объявил мне, что хочет стать программистом. И сам попросил купить путевку на осенние каникулы с Матклассом, на программу «Я играю мыслями» — туда собиралась его компания друзей и ожидался полюбившийся еще на Соловках преподаватель ТРИЗ.

А потом были зимние каникулы под знаком «Покорителей вершин». И там уже Степе предложили стать помощником вожатого. Заметили, как парень «вырос за лето». И Степан не возражал, ему понравилось брать на себя ответственность. Плюс ко всему он заработал свой первый — пусть очень условный — гонорар. И понял, что труд плюс ответственность равняются успеху и деньгам. Полезный вывод, с которым он «нырнул» в учебу уже с серьезными намерениями.

Как я нашел лагеря, куда хочу возвращаться

— Привет, я Степан, будущий IT-гигант. Шутка. Хотя, я всерьез планирую стать программистом и поступить на Физтех. Но это не мечта моего детства. Я стал задумываться о таком после лагеря на Соловках, куда меня, как шутят в нашей семье, «сослали за двойки».

Вообще, мы летом обычно уезжали на дачу: я там был с бабушкой, родители иногда навещали. В какой-то момент мне это надоело. В лагеря тоже не хотелось, был опыт скучных лагерей. И тогда родители предложили мне поход, причем не в Подмосковье на денек, а на Соловки, на две недели. И хотя мама уже за меня все решила, в этом случае я и не спорил, стало интересно.

Мы с ребятами как будто попали в кино. То есть, это игра, а мы, как участники, получаем в ней роли: строим города, создаем экономику, зарабатываем, разгадываем шифры! Это супер идея, мне кажется, такое для каждого интересно.

Задачи на логику — это моё!

Нам еще в поезде показывали, как вязать узлы, обучали нас морскому делу. То есть к началу сплава уже хотелось поскорей попасть на катамаран, начать путешествие.

Сплав прошел здорово, жаль только быстро, всего пять дней. Когда причалили, поехали в отель на Соловецкие острова. Там изучали ТРИЗ, математику. Я познакомился с преподавателем Сергеем Александровичем, он очень классно учил нас ТРИЗу: давал открытые задачи, иногда ставил вопросы прямо, а иногда с подковыркой. Он вообще довольно острый на язык, но добрый... Нам с ребятами пришлось придумывать неожиданные, даже сверхъестественные решения. После совместной гребли на катамаране это второе, что нас сдружило. Мы договорились поехать вместе на программу «Я играю мыслями» на Истре, — хотелось снова попасть на ТРИЗ к Сергею Александровичу. Кстати, там еще много спорта и очень крутая зарядка!

В том лагере я еще больше понял про логические задачи, про математику. Захотелось как-то посерьезнее учиться, возникли мысли стать программистом.

Мы попали в детективный фильм

Следующая программа, куда я поехал, называлась «Покорители вершин». И там мы с ребятами как будто попали в кино. То есть, это игра, а мы, как участники, получаем в ней роли. Мы строим города, создаем экономику, зарабатываем, разгадываем шифры! Это супер идея, мне кажется, такое для каждого интересно. Причем, там есть подвох: колонизаторы превращаются в аборигенов. Только никто не знает, как. И пока не станет участником, не узнает. Этот секрет раскрываешь уже в процессе.

Кстати, на «Покорителях» мне предложили стать помощником вожатых. Так как я очень общительный человек, в целом мне это давалось легко. Ничего специального не делал, чтобы завоевать авторитет. Просто просил: «ребят, построитесь, пожалуйста». И они строились, как товарищи, друзья. Хотя, с детьми помладше было труднее: они не слушались, убегали. Я понимал: все равно ответственность на мне, я должен на них повлиять. Зато, уже дома стал свободнее контактировать с младшим братом, проще принимать его поступки.

Я понял: мобильник отвлекает от жизни

Во всех лагерях Маткласса забирают телефоны и отдают только на полчаса перед сном. Поначалу это немного напрягает. А потом понимаешь, как здорово, что на Тихом часу можно просто поболтать с ребятами, посмеяться, обсудить план игры. Человек существо социальное, ему живое общение необходимо, как еда, вода воздух. А мы даже в школе на переменах сидим в телефонах, и это неправильно. Хорошо, что в лагере не так!

И еще вечерами мы разговариваем всем отрядом. Собираемся в комнате вожатые включают электронные свечи. И в этой уютной, ламповой атмосфере мы делимся, какое у кого настроение, что было крутого за этот день, делимся тем, какие у кого планы, цели и мечты. Такие моменты надолго запоминаешь. И хочется потом еще раз вернуться в лагерь, чтобы встретиться опять с вожатыми, друзьями, и все это повторить.

Программы разрабатываются так, чтоб развивать в детях индивидуальность, при этом стимулировать командный дух, творческую жилку и аналитическое мышление.

«Парень сначала играть не хотел»

— Привет, я Анатолий, организатор программы «Покорители вершин», преподаватель ТРИЗ в Мтаклассе. Расскажу, какие чудесные превращения произошли со Степаном у нас в лагере.

Вообще, он умный парень. И на программу после Соловков приехал уже заинтересованным — хотел как можно больше погрузиться в ТРИЗ и в математику. А вот в игру Степа включился, не сразу. Говорил: «это для малышей, а я больше хочу учиться».

Мы удивились: обычно дети рвутся с уроков играть, а здесь наоборот. С другой стороны, стало понятно, что он из тех, кто не хочет играть по чужим правилам, а стремиться создавать свои. Тогда мы дали ему право стать первым аборигеном. И он развернулся, проявил себя классным предпринимателем, заработал больше всех очков на программе, помогал остальным. И хотя он не был капитаном команды, проявил себя негласным лидером.

Как педагог могу сказать, это здорово, когда ребенок проявляет инициативу, готов что-то изменить. Не разрушать, а улучшить и создать. Свои программы мы разрабатываем так, чтоб развивать в детях индивидуальность, при этом стимулировать командный дух, творческую жилку и аналитическое мышление.

Нажимайте по кнопке, чтобы узнать подробнее об исследовательской программе на Соловках с приключениями и открытыми задачами.

Закроем пробелы в школьной программе и вернем уверенность на уроках математики

Скидка 20% на комплект из 40 занятий по нестандартной математике: 52000 41600₽

Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных
Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных