1Зачем нужна математика творческому ребенку?
2 Кто из знаменитых художников рисовал геометрию?
3 Какую формулу называют математическим аналогом фразы Гамлета «быть или не быть…»?
Маткласс исследует природу гениальных произведений искусства с точки зрения математики. С какой целью художники выбирали определенные приемы изображения? Почему одни сочетания звуков кажутся нам прекрасными, а другие настолько режут слух, что когда-то были под запретом? Какая математика спрятана в грандиозных архитектурных сооружениях?.. На все эти вопросы даёт ответы программа Маткласса «Математика как искусство». На живописном берегу Оки, в любимом городке поэтов и художников – Тарусе – дети рисуют, музицирует. И, конечно же, занимаются математикой. Маткласс утверждает: изучение точных наук важно, и даже необходимо для развития творчества. И приводит тому свои доказательства.
![](/images/blog/tarusa-bereg.jpg)
Эстетика многогранника
Один из самых «своих» художников в математической среде - голландец Эшер Мауриц. Он рисовал «королеву наук», вдохновлялся ею, видел ее бесконечность и поэтичность. В своих работах Мауриц часто использовал научные концепции: от ленты Мебиуса до предела и геометрии Лобачевского.
Эшера завораживала природа пространства. Не имея математического образования, он виртуозно сочетал изображения двухмерного и трехмерного миров. А также художественно исследовал логические и пластические парадоксы. Эшер рисовал многогранники, превращая их в звезды, и создавал визуальные ребусы из треугольников.
![](/images/blog/esher.png)
«Математики открыли дверь, ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней» - говорил живописец. Именно он обнаружил и взрастил этот сад.
Вслед за Эшером Маурицом и другие художники стали «приглашать» математику в натурщицы. Оказалось, достаточно взять белый лист, включить воображение, и пустое пространство наполнится цветом и формами…Игра на грани искусства и математики продолжается по сей день, а иногда переходит в сотворчество.
Эйлер и кёнигсбе́ргские мосты
Великий математик Леонард Эйлер – автор многочисленных математических шедевров: его научные открытия, теоремы и формулы подарили человечеству красоту познания и помогали решать практические задачи.
Итак, дано: одна река Преголь в городе Кёнигсберге (Калиниграде), над ней семь мостов.
Вопрос: можно ли пройти по каждому из них таким образом, чтобы не совершать это дважды?
![](/images/blog/art_math-kaliningrad.jpg)
Отвечая на него, Эйлер сформулировал теорию графов: ученый представил схематическую карту мостов в виде графа. Эйлер доказал и показал наглядно, что эта задача решения не имеет. Но при этом сама теория графов продолжала «работать» во многих сферах: например, ее применяли и для создания современных навигаторов.
А еще тождество Леонарда Эйлера лидирует в списке 24 самых красивых теорем всех времен. Уравнение, которое связывает мнимую единицу и числа Е и Пи, называют математическим аналогом знаменитой фразы Гамлета «быть или не быть…»
Кстати, в древние века знаменитое число Пи применялось лишь в отношении длины окружности к диаметру. Сегодня же оно участвует в огромном количестве разделов как математики, так и физики. Тысячу лет назад никто не мог предположить, что число Пи «сделает такую карьеру»!
![](/images/blog/art_math-formula.png)
Алгоритмы творчества
Есть дети, которые мыслят аналитически. Они ловко продвигаются в постижении точных наук, иногда забегая вперед. А есть и те, которые взаимодействуют с миром через образы. Из них часто вырастают художники, музыканты, поэты. Именно они зачастую не видят смысла в геометрии, считают, алгебра – это скучно... Чтобы увлечь математикой юных эстетов, надо открыть перед ними ее красоту. Для этого «Маткласс» разработал летнюю программу «Математика как искусство».
![](/images/blog/art_math-funnykids.jpg)
Кроме математики дети занимаются рисованием, лепкой, музыкой. Они постигают алгоритмы творчества тех художников, которые использовали «королеву наук» для достижения лучшего результата в своей работе. И, таким образом, постепенно начинают осознавать, как красиво математика вплетена во многие виды искусства.
Узнать подробнее о летней программе «Математика как искусство»