Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.
Ответьте на 5 вопросов о вашем ребенке и математике
Пройти тест

Как научить ребёнка думать

  1. Чего точно делать не стоит
  2. Как помочь детям научиться самим принимать решения


Советы от Маткласса, которые помогут научить ребенка думать

С каждым годом и развитием технологических возможностей скорость и объем входящей информации увеличивается в геометрической прогрессии. Сейчас достаточно долей секунды, чтобы что-то попало в сознание ребёнка, особенно легко реагирующего на эмоциональную подачу. Отличать правду от вымысла все сложнее, и в таких условиях критически важно научить детей анализировать то, что они видят и слышат.

Безграничный доступ в интернет, мессенджеры и социальные сети добавляют масла в огонь: современные подростки часто не только не знают, как сформулировать свою мысль, они не умеют слушать. Вести полноценный диалог для них тоже может быть непросто: видеть причинно-следственные связи и понимать контекст разговора получается с трудом.

Что делать для решения или профилактики подобных проблем, рассказываем в нашей статье.



Чего точно делать не стоит


Итак, если вы решили помочь вашему ребёнку стать увереннее в выражении собственного мнения, ни в коем случае не высмеивайте его или ее позицию. Каким бы парадоксальным или поверхностным вам ни казалось то, что вы слышите, отнеситесь к этому с уважением. Подшучивая или игнорируя мнение ребёнка, вы обесцениваете его право иметь точку зрения, что непременно, особенно при многократном повторении ситуации, повлияет на самооценку и повысить уверенность в себе. Конечно, очень удобно, когда сын или дочь, привыкая, что «взрослые знают лучше» и «кто старше, тот и прав», беспрекословно подчиняется вашим требованиям или следует советам. Но именно в этом и кроется самая большая опасность - привыкая верить тому, кто выглядит в их глазах более авторитетным, дети «учатся» игнорировать свой внутренний голос и даже не пытаются мыслить критически, что делает их управляемыми для всех, кто хотя бы немного подходит под описание выше.

Помогите ребенку включить голову и научиться думать

Если вы хотите, чтобы ребёнок самостоятельно делал выводы и находил нужную информацию, не торопитесь сразу давать исчерпывающие ответы на вопросы. Вместо этого предложите ему или ей вслух поразмышлять над поставленной задачей: спросите, что он или она думает и почему, задавайте наводящие вопросы.

Самый худший из возможных аргументов - «потому что-то так сказал/а». Если, обсуждая что-то с ребенком, вы часто прибегаете к его помощи, в голове не формируется логическая цепочка. Вместо попытки найти причину и понять, что послужило источником того или иного обстоятельства, почему и для чего нужно, к примеру, чистить зубы два раза в день, дети привыкают «выполнять команды», не вникая в их суть.

Ещё одна не самая полезная привычка некоторых мам и пап - всячески избегать при общении с детьми неоднозначной или негативно окрашенной информации. Порыв защитить ранимую психику ребёнка от травмирующих новостей вполне обоснован и понятен, но всё-таки способность трезво оценивать происходящее и делать собственные выводы развивается при наличии и положительного, и отрицательного опыта. Если с раннего возраста прятать от ребенка все, что кажется плохим, повзрослев, такой уже взрослый человек обычно неожиданно для себя попадает из безопасных «тепличных» условий в подчас достаточно жестокий мир.

Вместо это смотрите вместе с детьми обучающие фильмы, в которых приводятся разные точки зрения на какой-либо вопрос, обсуждаются теории и мнения. Поддерживайте в ребенке исследователя.

Не торопитесь высказывать своё мнение в какой-то неоднозначной ситуации, свидетелями которой вы стали вместе с ребёнком. Это может быть поведение кого-то из прохожих на улице, которое привлекло его внимание. Сначала спросите ребёнка, что он или она думает на этот счёт, попросите рассказать подробнее, откуда взялись определённые выводы, и только после этого делитесь своим мнением. Дети склонны соглашаться с позицией родителей, поэтому важно время от времени давать им высказаться до того, как это сделаете вы.

Современная школа только усиливает этот механизм: предполагаемся, что ученики, получив знания от учителя, будут воспроизводить их точно в том же виде. В некоторых случаях даже на уроках рисования от детей ожидается, что елка обязательно будет зеленой, а небо - синим, и любое расхождение с общепринятым мнением оценивается ниже. Собственное мнение ученика или причина, по которой он сделал тот или иной выбор, учителя как правило не интересует.



Что же делать, чтобы помочь детям научиться думать и самостоятельно принимать решения?


Мы собрали для вас советы психологов и педагогов ниже.

Развивайте эрудицию ребенка. Поддерживайте любознательность и стремление к новому. Поощряйте попытки анализировать информацию, обсуждайте что-то интересное, вместе читайте энциклопедии или смотрите документальные фильмы.

Один из простых способов расширить кругозор - узнавать больше о том, что нравится ребёнку. Например, если ваш сын увлекается компьютерной игрой, пусть расскажет вам, где и кем она была создана, почему персонажи называются и выглядят именно так, что ими движет, какова их логика. В предмет изучения можно превратить что угодно: от любимой поп-группы до блюда, которое дети едят на завтрак. Почаще включайте «режим почемучки» и участвуйте в дискуссиях, если их инициирует ваш ребёнок.

Как помочь в развитии ребенку - рекомендации родителям

Уважайте мнение ребенка. Тут отлично работает принцип взаимного внимательного слушания. Вы принимаете во внимание, что думает, хочет и хочет ваше чадо, в ответ требуете такого же отношения. Возможно, сразу ребёнок, особенно подросткового возраста, и не будет готов также внимательно прислушиваться к вам, но честная и открытая позиция научит его не только уважению чужого мнения, но и разовьет способность находить аргументы в поддержку своей позиции.

Также укреплению вышеупомянутого навыка способствует живая дискуссия. Спорьте. Задавайте сложные каверзные вопросы, сомневайтесь в чем-то, что обсуждаете с ребенком. В ход могут запросто пойти совершенно будничные моменты типа полезности овощей или утренней зарядки. Даже хорошо, если дети сразу вам не верят, пусть найдут информацию сами, проведут опрос среди друзей и родственников, поставят эксперимент в конце концов.

В таких ситуациях самыми ценными будут их собственные выводы - не потому что мама так сказала, а потому что он или она сами нашли доказательства.

Конечно, стоит быть готовыми к тому, что дети станут более избирательно относится к вашим предложениям и утверждениям, сразу не соглашаясь на все. Но в конечном итоге именно это и поможет им стать внимательнее к информации, а вам - завоевать их доверие.

Читайте вместе. Или обсуждайте то, что читают ваши дети. Даже если вы сами не любите читать, попросите ребенка пересказать вам сюжет книги, выясните, какие чувства возникли в процессе, что понравилось, а что он или она хотели бы изменить. Предложите сочинить свою версию финала или как-то изменить личность героев. Это упражнение не только веселое, но и способствует видению разных вариантов, развитию логических и аналитических способностей у ребёнка.

Не хуже предыдущего занятия развить способность мыслить с разных точек зрения, анализировать и систематизировать информацию помогает сочинение собственных рассказов. Помогите ребенку наводящими вопросами о личности героев, их приключениях, причинах и последствиях их поступков. В такой игровой форме легче видеть нелогичные или ошибочные действия и обстоятельства. Бонусом будет прокачка творческих навыков.