![Как помочь гуманитарию с математикой](/images/blog/305-0.jpg)
Существует довольно распространённое мнение о том, что одним людям генетически дано успешно осваивать математику и точные науки, а другие будут гораздо успешнее в гуманитарных дисциплинах. Однако оксфордский профессор математики Маркус де Сатой утверждает, что не существует такого понятия как «нематематический склад ума». По мнению английского ученого в основе так называемого математического мышления лежит умение различать знакомые паттерны, чего бы это ни касалось. А это качество присуще абсолютно всем людям, наш мозг автоматически распознаёт то, что уже однажды попало в его «базу» и имеет какое-либо определение.
И хотя необходимость что-то посчитать в бытовой жизни у достаточно большого количества людей вызывает отвращение или даже панику, разобраться в базовых математических понятиях на достаточном для понимания уровне способны даже такие животные, как обезьяны, собаки и крысы. Если же говорить о человеке, то наш мозг кроме простых навыков счета способен также использовать абстрактное мышление, а значит - выполнять гораздо более сложные действия, чем арифметические сложение и вычитание.
Умение различать симметричные и несимметричные объекты сохранилось у людей со времен, когда это было нужно, чтобы понять, друг перед ними или враг. А способность, например, визуально оценить численность противников помогала выживанию целого племени.
Несмотря на наличие способности мыслить шаблонами абсолютно у каждого человека существует также индивидуальная склонность к разным способам усвоения информации. Кому-то легче все записать и несколько раз повторить, а кто-то проще запоминать новое через визуальные образы или звуки.
Ниже рассказываем, какие способы могут пригодиться в процессе изучения математики, даже если вы или ваш ребёнок на первый взгляд скорее обладаете гуманитарным складом ума.
Как гуманитарию понять математику
1. Снизить стресс
И этот пункт не случайно стоит первым в нашем списке. Тревожность по поводу того, что понимание даётся с большим трудом, а то и убеждение «у меня не получится» значительно замедляет скорость мышления и увеличивает напряжение. Ожидание провала не приведёт ни к чему хорошему. Это одна из причин, почему даже отличники во ремня всего учебного года вдруг пишут итоговые и контрольные работы на балл, гораздо более низкий, чем их обычный результат. Дополнительная ответственность и давление на ребёнка, подростка и даже взрослого увеличивает вероятность неудовлетворительных оценок на тестах.
2. Поменять отношение к математике
Этот пункт логично вытекает из предыдущего - если решение задач и примеров изначально воспринимается как нечто сложное, связанное с проблемами и мучениями, процесс обучения будет проходить гораздо менее эффективно, чем если вы или ваш ребёнок будете относиться к математике позитивно или хотя бы нейтрально.
Изменить негативное восприятие в лучшую сторону поможет игровая форма, «интересные нестандартные» формы заданий и грамотные педагоги, владеющие разными психологическими подходами.
3. Ищите интересные задания
![Нестандартные задачи — способ заинтересовать гуманитария математикой](/images/blog/305-1.jpg)
Чем более необычной и по возможности веселой окажется форма занятий, тем быстрее и эффективнее пойдёт процесс освоения тех или иных навыков. Например, представьте, что вы кондитер на фабрике, с вашего конвейера сошёл торт не той формы, которая запланирована. Что вы будете делать? Отправите его на переделку? Поменяете название? Украсите по-новому или просто спишете? Интересная задачка, но причём здесь математика? Все очень просто - принятие решение в данном случае тренирует самые обычные арифметические навыки, но в более понятной для психики форме бытовой игры.
4. Тренируйтесь регулярно
«Математика - это своего рода спорт». Когда мы в спортивном зале или на стадионе выполняем повторы упражнений, чтобы улучшить свои физические показатели, мы на самом деле помогаем нашей нервной системе адаптироваться к новому уровню нагрузки. Впоследствии этот новый уровень становится для нас нормой, и мы переходим к занятиям более сложного порядка.
Тот же самый принцип применим и к ментальным упражнениям - чем больше повторений, тем легче становится решать уравнения или находить экстремумы графиков функций. Зачастую в школьной программе непредусмотренной достаточного количества времени на отработку тех или иных тем и типов заданий. Мы все разные, и кто-то схватывает на лету, а кому-то необходимо хорошо обдумать полученную информацию и несколько раз повторить одну ту же последовательность действий, прежде чем принцип решения отложится в голове.
5. Повышайте уверенность в себе
Чем увереннее вы или ваш ребёнок чувствуете себя в общем, тем проще будут даваться и математические задания. Самый важный пункт - постараться избавиться от страха провала. Если подходить к занятиям с позиции «я не знаю, получится у меня или нет, я ведь ещё не пробовал(а) решать именно этот пример», негативных ожиданий станет значительно меньше.
Также полезны будут любые упражнения, направленные на развитие веры в себя. Например, на сменах в летнем лагере Маткласса «Покорители вершин», «Курс наук под парусом», «Рыцарский турнир в царстве наук» (добавить ссылки) и других участникам целенаправленно даются испытания, способствующие росту уверенности в собственных силах и способностях.
6. Не забудьте о понимании
Очень важно убедиться, что вы или ваш ребёнок понимаете задание. Чаще всего школьники, но иногда и взрослые, подвержены моменту паники, когда, прочитав условие один раз, они воспринимают его как сложное и отказываются от попыток что-то сделать.
Если с первого прочтения задача выглядит как набор мало понятных слов, лучше разобраться, что именно имеется в виду. Часто алгоритм решения оказывается проще, чем кажется, но из-за необычной формулировки или использования синонимов сразу не удаётся ухватить суть. Если появилась такая проблема, убедитесь, что значение каждого слова знакомо вам или вашим детям.
7. Используйте воображение
![Что делать, если гуманитарий не любит математику](/images/blog/305-2.jpg )
Если вы скорее относите себя к гуманитариям или ваш сын или дочь, например, гораздо быстрее осваивают творческие навыки, припаяйте их для решения задач. Рисуйте иллюстрации, графически изображайте то, о чем говорится в условии, фантазируйте. Можно сочинить целый сюжет таким образом, чтобы то, что описывается, имело реалистичное красочное олицетворение.
Можно попробовать «оживить» неизвестные в уравнении, придумать им имена и историю. Почему Икс в два раза больше Игрека? А в сумме они дают 100? Чем эмоциональнее и ближе получится, тем лучше и проще пойдёт процесс рассуждения и решения
8. Считайте в уме
Начните с простых операций типа сложения простых сумм при покупках или веса продуктов. Когда почувствуете больше уверенности, переходите к подсчетам с использованием процентов, например, при вычислении скидок в магазинах. Попробуйте подсчитать калорийность любимого печенья в пачке и узнать возраст кого-нибудь из известных людей по дате рождения.
Да, соблазн воспользоваться калькулятором будет велик, он есть в каждом мобильном телефоне, но попробуйте отказаться от него и посчитать в уме. Через некоторое время таких тренировок вы заметите, насколько легче стали даваться и другие математические задания.
9. Ищите подвох
![Рассказываем о том, как творческому гуманитарию понять математику](/images/blog/305-3.jpg)
Да-да, именно так! Люди, у которых есть склонность к творческой деятельности, гораздо больше склонны отвлекаться и уделять достаточного внимания деталям. Скорость обработки информации у гуманитариев как правило выше, поэтому они часто ухватывают основную мысль, но не замечают подробностей.
Если вы или ваш ребёнок как раз из такой категории людей, старайтесь относиться к каждой мелочи как к важной улике в детективе. Одно маленькое слово может в корне поменять то, о чем в итоге вас спрашивают в условии. Привыкая делать однотипные задания в школе по аналогии с примером, дети перестают обращать внимание на нюансы в итоге делают досадные ошибки.
10. Объясняйте друг другу
Пробуйте с ребенком объяснфять друг другу ту тему, над которой сейчас работаете. Тут отлично работает принцип: «хочешь разобраться в чем-то, попробуй объяснить это кому-нибудь».
Если вы занимаетесь с ребёнком, попросите его или ее научить вас. Пусть расскажет, что это, что спрашивается, какие есть способы решения, к какой теме относится задание и так далее.
Если освоить что-то вы пытаетесь самостоятельно, попросите кого-то из друзей или членов семьи стать вашим учеником и объясняйте так, как будто вы преподаватель. Любому учителю нужна понятная структура, чтобы донести что-то до других, поэтому придётся сначала разобраться во всем самому.
В каких бы отношениях с математикой вы или ваши дети не были в данный момент, их точно можно улучшить. Например, на занятиях по ТРИЗ это происходит весело и интересно. Ваш ребёнок не заметит, как станет увереннее решать логические задачи и находить выход из любой ситуации.
Покоряйте просторы математики самостоятельно с нашими советами или присоединяйтесь к нам!