Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.

Как гуманитарию понять математику


Как помочь гуманитарию с математикой

Существует довольно распространённое мнение о том, что одним людям генетически дано успешно осваивать математику и точные науки, а другие будут гораздо успешнее в гуманитарных дисциплинах. Однако оксфордский профессор математики Маркус де Сатой утверждает, что не существует такого понятия как «нематематический склад ума». По мнению английского ученого в основе так называемого математического мышления лежит умение различать знакомые паттерны, чего бы это ни касалось. А это качество присуще абсолютно всем людям, наш мозг автоматически распознаёт то, что уже однажды попало в его «базу» и имеет какое-либо определение.

И хотя необходимость что-то посчитать в бытовой жизни у достаточно большого количества людей вызывает отвращение или даже панику, разобраться в базовых математических понятиях на достаточном для понимания уровне способны даже такие животные, как обезьяны, собаки и крысы. Если же говорить о человеке, то наш мозг кроме простых навыков счета способен также использовать абстрактное мышление, а значит - выполнять гораздо более сложные действия, чем арифметические сложение и вычитание.

Умение различать симметричные и несимметричные объекты сохранилось у людей со времен, когда это было нужно, чтобы понять, друг перед ними или враг. А способность, например, визуально оценить численность противников помогала выживанию целого племени.

Несмотря на наличие способности мыслить шаблонами абсолютно у каждого человека существует также индивидуальная склонность к разным способам усвоения информации. Кому-то легче все записать и несколько раз повторить, а кто-то проще запоминать новое через визуальные образы или звуки.

Ниже рассказываем, какие способы могут пригодиться в процессе изучения математики, даже если вы или ваш ребёнок на первый взгляд скорее обладаете гуманитарным складом ума.


Как гуманитарию понять математику



1. Снизить стресс


И этот пункт не случайно стоит первым в нашем списке. Тревожность по поводу того, что понимание даётся с большим трудом, а то и убеждение «у меня не получится» значительно замедляет скорость мышления и увеличивает напряжение. Ожидание провала не приведёт ни к чему хорошему. Это одна из причин, почему даже отличники во ремня всего учебного года вдруг пишут итоговые и контрольные работы на балл, гораздо более низкий, чем их обычный результат. Дополнительная ответственность и давление на ребёнка, подростка и даже взрослого увеличивает вероятность неудовлетворительных оценок на тестах.



2. Поменять отношение к математике


Этот пункт логично вытекает из предыдущего - если решение задач и примеров изначально воспринимается как нечто сложное, связанное с проблемами и мучениями, процесс обучения будет проходить гораздо менее эффективно, чем если вы или ваш ребёнок будете относиться к математике позитивно или хотя бы нейтрально.

Изменить негативное восприятие в лучшую сторону поможет игровая форма, «интересные нестандартные» формы заданий и грамотные педагоги, владеющие разными психологическими подходами.



3. Ищите интересные задания


Нестандартные задачи — способ заинтересовать гуманитария математикой

Чем более необычной и по возможности веселой окажется форма занятий, тем быстрее и эффективнее пойдёт процесс освоения тех или иных навыков. Например, представьте, что вы кондитер на фабрике, с вашего конвейера сошёл торт не той формы, которая запланирована. Что вы будете делать? Отправите его на переделку? Поменяете название? Украсите по-новому или просто спишете? Интересная задачка, но причём здесь математика? Все очень просто - принятие решение в данном случае тренирует самые обычные арифметические навыки, но в более понятной для психики форме бытовой игры.



4. Тренируйтесь регулярно


«Математика - это своего рода спорт». Когда мы в спортивном зале или на стадионе выполняем повторы упражнений, чтобы улучшить свои физические показатели, мы на самом деле помогаем нашей нервной системе адаптироваться к новому уровню нагрузки. Впоследствии этот новый уровень становится для нас нормой, и мы переходим к занятиям более сложного порядка.

Тот же самый принцип применим и к ментальным упражнениям - чем больше повторений, тем легче становится решать уравнения или находить экстремумы графиков функций. Зачастую в школьной программе непредусмотренной достаточного количества времени на отработку тех или иных тем и типов заданий. Мы все разные, и кто-то схватывает на лету, а кому-то необходимо хорошо обдумать полученную информацию и несколько раз повторить одну ту же последовательность действий, прежде чем принцип решения отложится в голове.



5. Повышайте уверенность в себе


Чем увереннее вы или ваш ребёнок чувствуете себя в общем, тем проще будут даваться и математические задания. Самый важный пункт - постараться избавиться от страха провала. Если подходить к занятиям с позиции «я не знаю, получится у меня или нет, я ведь ещё не пробовал(а) решать именно этот пример», негативных ожиданий станет значительно меньше.

Также полезны будут любые упражнения, направленные на развитие веры в себя. Например, на сменах в летнем лагере Маткласса «Покорители вершин», «Курс наук под парусом», «Рыцарский турнир в царстве наук» (добавить ссылки) и других участникам целенаправленно даются испытания, способствующие росту уверенности в собственных силах и способностях.



6. Не забудьте о понимании


Очень важно убедиться, что вы или ваш ребёнок понимаете задание. Чаще всего школьники, но иногда и взрослые, подвержены моменту паники, когда, прочитав условие один раз, они воспринимают его как сложное и отказываются от попыток что-то сделать.

Если с первого прочтения задача выглядит как набор мало понятных слов, лучше разобраться, что именно имеется в виду. Часто алгоритм решения оказывается проще, чем кажется, но из-за необычной формулировки или использования синонимов сразу не удаётся ухватить суть. Если появилась такая проблема, убедитесь, что значение каждого слова знакомо вам или вашим детям.



7. Используйте воображение


Что делать, если гуманитарий не любит математику

Если вы скорее относите себя к гуманитариям или ваш сын или дочь, например, гораздо быстрее осваивают творческие навыки, припаяйте их для решения задач. Рисуйте иллюстрации, графически изображайте то, о чем говорится в условии, фантазируйте. Можно сочинить целый сюжет таким образом, чтобы то, что описывается, имело реалистичное красочное олицетворение.

Можно попробовать «оживить» неизвестные в уравнении, придумать им имена и историю. Почему Икс в два раза больше Игрека? А в сумме они дают 100? Чем эмоциональнее и ближе получится, тем лучше и проще пойдёт процесс рассуждения и решения



8. Считайте в уме


Начните с простых операций типа сложения простых сумм при покупках или веса продуктов. Когда почувствуете больше уверенности, переходите к подсчетам с использованием процентов, например, при вычислении скидок в магазинах. Попробуйте подсчитать калорийность любимого печенья в пачке и узнать возраст кого-нибудь из известных людей по дате рождения.

Да, соблазн воспользоваться калькулятором будет велик, он есть в каждом мобильном телефоне, но попробуйте отказаться от него и посчитать в уме. Через некоторое время таких тренировок вы заметите, насколько легче стали даваться и другие математические задания.



9. Ищите подвох


Рассказываем о том, как творческому гуманитарию понять математику

Да-да, именно так! Люди, у которых есть склонность к творческой деятельности, гораздо больше склонны отвлекаться и уделять достаточного внимания деталям. Скорость обработки информации у гуманитариев как правило выше, поэтому они часто ухватывают основную мысль, но не замечают подробностей.

Если вы или ваш ребёнок как раз из такой категории людей, старайтесь относиться к каждой мелочи как к важной улике в детективе. Одно маленькое слово может в корне поменять то, о чем в итоге вас спрашивают в условии. Привыкая делать однотипные задания в школе по аналогии с примером, дети перестают обращать внимание на нюансы в итоге делают досадные ошибки.



10. Объясняйте друг другу


Пробуйте с ребенком объяснфять друг другу ту тему, над которой сейчас работаете. Тут отлично работает принцип: «хочешь разобраться в чем-то, попробуй объяснить это кому-нибудь».

Если вы занимаетесь с ребёнком, попросите его или ее научить вас. Пусть расскажет, что это, что спрашивается, какие есть способы решения, к какой теме относится задание и так далее.

Если освоить что-то вы пытаетесь самостоятельно, попросите кого-то из друзей или членов семьи стать вашим учеником и объясняйте так, как будто вы преподаватель. Любому учителю нужна понятная структура, чтобы донести что-то до других, поэтому придётся сначала разобраться во всем самому.


В каких бы отношениях с математикой вы или ваши дети не были в данный момент, их точно можно улучшить. Например, на занятиях по ТРИЗ это происходит весело и интересно. Ваш ребёнок не заметит, как станет увереннее решать логические задачи и находить выход из любой ситуации.


Покоряйте просторы математики самостоятельно с нашими советами или присоединяйтесь к нам!