Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.

Как развить интеллект ребенка?

Раз, два, ТРИЗ!

В рамках «Маткласса» дети постигают то, что пригодиться им в любой сфере, приблизит к успеху в разных областях и поможет воспитать уверенность в себе.

…Ведь как бывает: еще пару лет назад малыш резво лазил по деревьям, носился по двору со сверстниками, играя в Супергероев. И вдруг ребенок стал замкнутым и хмурым, не стремится к друзьям, избегает прогулок. Возможно, таков побочный эффект взросления: когда мальчик или девочка открывают для себя реальный мир и вдруг понимают, что задачи здесь – серьезны, условия – жестки. И справляться со всем этим надо без помощи Супергероя.

Чтобы подготовить ребенка к жизненным трудностям, взрослый должен обеспечить ему достойное интеллектуальное наследство. Важно развить у чада сообразительность, гибкость разума, логическое мышление. С таким арсеналом отпрыск и сам станет Супергероем – только не сказочным, а реальным.

Предмет под названием ТРИЗ, которому исключительно увлекательно обучают в «Матклассе», помогает взрастить все эти важные качества.

Антилогика в действии

Итак, что такое ТРИЗ? Данная аббревиатура раскрывается как Теория Решения Изобретательских Задач. Это по науке. А в жизни ТРИЗ непредсказуем и многообразен. Практически, он о том, как сварить кашу из топора.

Например, представьте, что вам нужно выти за хлебом, а на пороге вашего дома сидит большая незнакомая собака. Что делать в этой ситуации? Точнее, как обеспечить хлебом семью?

Или задумайтесь, получится ли узнать высоту дерева, если нет возможности на него забраться?

Или, в конце концов, изобретите несколько вариантов спасения Колобка от Лисы!..

Для каждой из описанных ситуаций ТРИЗ предлагает множество алгоритмов решения. Важно выбрать наиболее оптимальный из них. И чаще всего тот, который, на первый взгляд, может показаться самым нелогичным.

Вообще, ТРИЗ разбирает задачи открытого типа. То есть те, на которые не существует однозначного ответа, или он не будет достаточно полным. Это, как в жизни: есть проблема и – несколько вариантов ее решения, у каждого из которых свои плюсы и минусы. С одной стороны, можно сказать, что ТРИЗ – это антилогика. С другой стороны, – именно логику, интеллект, сообразительность он в ребенке и развивает.

Возраст начала

Если пятилетнему крохе задать вопрос, как попасть домой, при условии, что ключ от двери потерян, малыш выдаст множество вариантов ответа - один сказочнее другого. Например, взять в помощники Человека-Паука, Карлсона и даже использовать Ковер-Самолет. Подобное вполне объяснимо: дети дошкольного возраста в основном живут в мире мультфильмов и сказок. Поэтому у них чаще всего работает так называемое магическое мышление. И как не прыгай выше головы – мальчишкам и девчонкам с таким мировоззрением не объяснишь основы и принципы ТРИЗ.

Годам к 7-8ми дети уже способны постигать и понимать этот предмет. А лет в 11-ть ребенок готов к тому, чтобы познакомиться с ТРИЗ на реальных жизненных примерах. В частности, для этого «Маткласс» устраивает экспедиции – обыкновенные и невероятные и вывозит подопечных, например, на Соловки. Там, у берегов Белого моря, среди суровой и многоликой - живой природы дети получают редкие навыки. Север знает, как сделать человека увереннее, смелее, сообразительнее. Как закалить его характер, укрепить тело и развить разум. А ТРИЗ – предлагает для этих задач самые непредсказуемые и смелые решения.

Путь силы

Из Москвы или другого города на поезде «Москва-Мурманск» до станции Кемь. Оттуда – на специальном транспорте к месту начало похода у одноименной реки. И далее – собственно сплав вдоль Соловецких островов. Такова География путешествия. А его цель: сделать ребенка более самостоятельным и уверенным в себе, научить самому справляться с проблемами. То есть, это тот же самый ТРИЗ – только на практике, под внимательным руководством наставников, но – в условиях ограничения ресурсов. Как в знаменитой песне из фильма «Про Красную шапочку»: «А, вдруг ты завтра попадешь на остров в океане? И как же ты там проживешь без повара, без няни?..»

Важная практика

Еще в поезде ребят обучают вязать морские узлы – дети, как минимум, должны уметь прикрепить плот к дереву. Впрочем, и о том, что такое плот, и так ли уж необходимо его к чему-нибудь привязывать, - «тепличные» городские школьники, как правило, не в курсе. Как-то в походе был случай: весь вагонный мастер-класс по вязанию узлов юный участник «прохлопал ушами». И – так уж случилось – во время первого плавания позицию на «носу» занял именно он. А значит, крепление плота - было его задачей. И вот, судно подплывает к дереву, течение мощное, на то, чтобы причалить остаются буквально секунды, - а парень не знает, что делать. Плот – на критическом расстоянии, а у «юнги» руки дрожат…Разумеется, взрослые моментально выпрыгнули из лодки, и сами все прикрепили. Но дали понять, что такая ситуация – форс-мажор, нарушение правил…Вечером, по прибытии в лагерь все дети прилежно учились вязать узлы. И – научились!

А «юнга»-дебютант на протяжении всей экспедиции был настолько собран и трудолюбив, что в финале мог претендовать на статус старшего матроса.

Рост личности

Чтобы не бояться трудностей, надо иметь смелость поворачиваться к ним лицом. И речь не только о том, как приспособиться к дикой природе. Отправляясь на Соловки, дети попадают в компанию незнакомцев, среди которых надо правильно себя поставить. Иначе, можно остаться «за бортом» компании, плестись в хвосте.

В одной из поездок оказался мальчик – на вид типичный тихоня: стеснительный, молчаливый, в очках. Из тех, что пугается каждого комара. Он был капризен в еде и не слишком активен в делах. Над парнем начали подтрунивать, - дети есть дети. Но не зря рядом – мудрые взрослые. Учителя намеренно ставили перед парнем непростые задачи. А ему надо было выбирать: либо решать их, прилагая всю волю и силу, либо…все равно их решать. Таковы условия экспедиции, там не спрятаться от проблем…

Сплав за сплавом «тихоня» крепчал и мужал. Концентрировался на том, что, действительно, важно: как поставить палатку, чтоб ее не снесло ветром, из чего сварить суп. Ему было не до насмешек приятелей. Да и те постепенно перестали смеяться над ним, а из приятелей превратились в друзей... Это история - классическая: во время экспедиции дети буквально взращивают собственную самооценку ратным трудом.

ТРИЗ на Соловках

А что же, собственно, - Теория Решения Изобретательских Задач – в чем она проявляется в процессе сплава? Ну, во-первых, один из дней экспедиции полностью посвящен теоретической части предмета. Во-вторых, ТРИЗ присутствует во всем, с чем ребята сталкиваются на практике: в преодолении 5-ти дневного водного маршрута с недетской силы течением, в необходимости самостоятельно готовить еду в их 11-ть-14-ть лет, разбивать лагерь. И наконец, следить за личным снаряжением: спасательным жилетом, веслом и каской.

Была ситуация, когда в середине трудоемкого маршрута дети, добравшись до берега, на радостях побросали инвентарь и разбежались в разные стороны. Наставники решили усложнить задачу подопечным. И – спрятали снаряжение. Ребятам пришлось очень постараться, чтобы вернуться себе возможность плыть дальше…Это был важный урок того, что без личной ответственности, ты иногда не можешь остановиться на полпути и не знать, «куда плыть».

Узнать больше о программе в Соловках

Статью написала Анна Владимирова