Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.
Ответьте на 5 вопросов о вашем ребенке и математике
Пройти тест
Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных

Сергей Сочнев: "Сила математиков - в хорошо развитом логическом прямолинейном мышлении, а структурированно мыслить их, тем не менее, не учат"

Интервью с Сочневым Сергеем, основателем и генеральным директором PhoenixCaseSchool, победителем Changellenge Cup Technical 2014, Microsoft Case Competition 2012, дипломантом всероссийской олимпиады по математике 2008г., лауреатом премии Президента России 2008, 2009 гг.

 

Т.К.: Сергей, расскажите, пожалуйста, как Вы пришли к своим достижениям в математике, многие школьники хотели бы повторить Ваш путь. Почему Вы занялись математикой? Чем вас так привлекло?

Сергей Сочнев: Честно говоря, довольно прагматичный ответ у меня будет. Я сам из города Майкопа, с юга России. У нас, кроме математики, сильных школ нет. Конечно, к математике, к цифрам душа с детства лежала. Меня родители начали учить считать до школы, в школе математику начал быстро схватывать. С пятого класса начал ходить в математический кружок, стало получаться и пошло-поехало. С шестого класса я уже начал выступать на региональных олимпиадах. В девятом классе я впервые поехал на всероссийскую олимпиаду. Мне очень нравилось математическое сообщество, наверно потому, что там очень много сильных духом, со спортивным характером людей. И все время были ежегодные поездки по России. Меня привлекало именно само сообщество, оно состоит из около трёхсот школьников со всей страны. И каждый раз, приезжая на очередной турнир, ты, по сути, попадаешь в него.

Т.К.: Как вы считаете, как лучше дети понимают математику? Может быть, лучше через наглядные задачи? Сегодня многие школьники читают даже плохо. Когда они текст воспринимают, им сложно решать задачи. Если им дать условие через картинки, может, им будет так проще? Как по вашему опыту?

Сергей Сочнев: Есть отличный проект, называется “Математические этюды”. Его основатели и задались целью сделать математику наглядной. У них есть, например, прекрасные карточки, где нарисована формула теоремы Пифагора. Сухая такая формула. И тут вытаскиваешь картоночку - и там происходит анимация: вместо формулы появляется рисунок с иллюстрацией. Проекту уже 6 или 7 лет. Масштаб, на самом деле, всероссийский. Они тоже интегрированы в математическое олимпиадное сообщество. На самом деле, наглядность предмета - это, пожалуй, самое главное для чего угодно. Есть очень интересный пример лектора с физфака МГУ. Есть такое понятие "Лагранжиан" - это гигантская формула. Говорят, что "если вычислить" Лагранжиан, то поймешь, как устроена система. Никакой наглядности. Лектор что делал? Он в начале лекции доставал монетку, ставил на стол, бил по ней, монетка начинала вращаться. Он спрашивает зал: “Через сколько оборотов она упадёт?” Зал молчит. Он говорит: “Вот. За ближайшие три занятия мы с вами научимся считать Лагранжиан. Если вы его научитесь считать, то и научитесь отвечать на этот вопрос”. Вот отличный пример наглядного подхода!

Т.К.: Такая практичность, да, получается?

Сергей Сочнев: Да. То есть независимо от того - наука или не наука, любой предмет - я пользуюсь таким принципом: если я в голове не могу представить картинку чего-либо, значит, я этого не понимаю. В этом плане математика хороша тем, что развивает абстрактное мышление, которое можно применить, наверно, к любой области.

Т.К.: Согласна с вами абсолютно. То есть, когда ребёнок развивается в математике, по сути дела, мышление своё развивает, он готовится к решению любых задач в своей жизни, да?

Сергей Сочнев: Верно. Мы изучаем разные психологические практики. Когда психологи изучают скорость развития людей, по мере их взросления, им приходится чем-либо измерять то, насколько быстро человек развивается. И главная метрика, которой они пользуются для проверки того, стал человек лучше учиться или нет - это измерение его успеваемости именно по математике, как ни странно. Пока что общество не придумало способа лучше измерить обучаемость человека.

Т.К.: А вот что касается пользы математики в решении кейсов Вот, вы видите, наверно, когда задачи, вы сами прикидываете в голове какие-то решения. Математика, наверно, в этом очень сильно помогает? Алгоритмы строите сразу какие-то, да? Или здесь математика не настолько сильно помогает, как вы считаете?

Сергей Сочнев: Я выделяю два типа мышления: линейно-логическое мышление и структурированное мышление. Сила математиков, пожалуй, в хорошо развитом логическом прямолинейном мышлении, а структурированно мыслить их, тем не менее, не учат. То есть, вот кейсы… Действительно, в первую очередь мы учим пирамидальному мышлению, потому что только оно позволяет вширь окинуть проблему. Математика, естественно, очень сильно помогает в кейсах, поскольку линейное мышление тоже очень важно. Дедукция. В этом плане был потрясающий опыт 4 года назад - участия в кейс чемпионате. У нас команда наполовину состояла из математиков, наполовину из экономистов. И, вот, математики по умолчанию владеют дедуктивным логическим мышлением, а экономисты и люди с бизнес-бэкграундом больше структурированным мышлением. Для начала кейс-карьеры мы отлично именно дополнили друг друга этими типами мышления и обучили им друг друга. Потому что, в жизни нужно и то, и другое в совокупности. Потому что, когда даже сильнейших математиков бросают на дипломную работу, им первое время очень сложно. Структурированно мыслить у нас, в принципе, нигде не учат.

Т.К.: Структурированно - это вы имеете в виду находить варианты решения?

Сергей Сочнев: Да. Находить новые варианты решения и быть уверенным в том, что никакие альтернативы не остались за бортом. Мозговой штурм хорош для генерации новых идей, но его нужно дополнять пирамидальным мышлением, чтобы упорядочивать их все.

Т.К.: Я знаю, кто к вам придёт, но не сейчас, а лет через 10. Дело в том, что Маткласс, с которым я сотрудничаю, это математические кружки для детей. Там основа преподавания - это научить детей видеть разные варианты решения одной и той же задачи. Там, например, даётся на листочке в клеточку три точки вправо вниз, вот такая получается сеточка. Например, найти как можно больше пятиугольников. И вот, ребёнок с 5 лет учится каким-то образом находить. У него много вариантов решения в голове сразу возникает на одну и ту же задачу. То есть, эти дети, наверно, будущие ваши клиенты. Потому что, они, с одной стороны, математике учатся наглядно, и они учатся искать разные варианты. Это будут математики со структурированным мышлением. Как вы считаете?

Сергей Сочнев: Ну, может быть, мы им будем не так нужны, если этот проект, действительно, дойдёт до своего логического конца :)

Т.К.: Может быть в природе математик со структурированным мышлением, как вы считаете?

Сергей Сочнев: Наверно, благодаря тому, что вычислительная деятельность более живая, ему, можно сказать, проще это структурированное мышление развивать. Хотя, с другой стороны, чисто дедуктивный подход иногда тормозит. Развивать проще, однозначно. Просто математикам в школе редко приходится сталкиваться с чем-то, требующим структурирования. Как обычно измеряют сложность олимпиадной задачи? Через количество шагов, которые надо сделать для ее решения. Последовательных. Чем больше шагов, тем сложнее. Задача в три шага - это уже задача на золотую медаль, проще говоря. То есть, средняя сложность, с которой сталкивается среднестатистический математик, это пара шагов. И тут просто нет места для структурированного. Тут нечего структурировать. Они не сталкиваются просто с такими ситуациями.

Т.К.: То есть, математиков так натренировывают. Жутко интересно, на самом деле. Спасибо большое.

 

Интервью взяла Татьяна Коломейцева

Узнайте больше о наших онлайн-кружках и летних лагерях

Дата создания: 15.09.2016

Отзывы:

Закроем пробелы в школьной программе и вернем уверенность на уроках математики

Скидка 20% на комплект из 40 занятий по нестандартной математике: 52000 41600₽

Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных
Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных