История о том, как мы воспитываем детей
Есть одна известная история о том, как мы воспитываем детей.
Однажды семья с ребенком отправилась на ужин в ресторан. К ним подошел официант. Он принял заказ у взрослых, а затем обратился к мальчику:
— Что Вы будете заказывать, молодой человек?
Ребенок в растерянности взглянул на маму с папой, но они были заняты разговором и не обратили не него внимание.
— Я буду хот-дог и колу. — ответил мальчик.
— Нет! Я запрещаю хот-дог! — вдруг вмешалась мама. — Он будет пюре, курицу и салат из овощей!
— Вам хот-дог с горчицей или с кетчупом? — спросил официант.
— С кетчупом, — ответил ребенок.
— Ваш заказ будет выполнен через минуту, — сказала официант и удалился.
За столиком воцарилось молчание, нарушил которое малыш:
— Мама, папа, официант думает, что я — НАСТОЯЩИЙ!!!
Мальчик почувствовал себя "настоящим": обнаружил, что другой, причем взрослый, человек способен считаться с его предпочтениями и желаниями. Эта история про обыденную, бытовую ситуацию.
А если говорить о нашем образовании, многие ли педагоги считают своих учеников "настоящими"? Готов ли обычный учитель математики увидеть в своем подопечном личность? Личность - со своей историей, своими талантами и недостатками? Готов ли он искать в маленьком ребенке сильные стороны и развивать их?
К сожалению, в современной школе на это просто нет времени. Во главу угла ставится программа, которую надо выполнять всем. А если выполнить не можешь, на тебя навешивается ярлык: “Не способен к математике”. А на самом деле, ученик способен, просто он не может дать учителю инструкцию по работе с собой. Учитель ориентируется на стандартного ученика, а перед ним живые дети, и все они "настоящие".
Меняется ли ситуация, когда мы ведем ребенка на занятия к репетитору? Да, появляется шанс, что при постоянном индивидуальном общении педагог рассмотрит ученика и станет учитывать его особенности при объяснении материала. Этот шанс, к сожалению, не настолько велик, насколько хотелось бы. Зато велика опасность, что ребенок попадет к дорогостоящему репетитору, обладающему знаниями, но не имеющему желания вглядываться в ребенка и объяснять все на его языке. В итоге, как это часто бывает, денег на репетиторство потрачено очень много, а наше чадо математику как не любило, так и не любит, как боялось решать сложные задачи, так и боится. Хотя знает все формулы и алгоритмы.
Как обстоит ситуация в Матклассе? В Матклассе основная цель педагога - развить мышление ребенка. Это главное, для чего мы работаем. И чтобы развить мышление, создаются следующие рабочие ситуации:
- ситуация выбора . Ребенок каждый раз получает возможность выбрать себе задачу из множества вариантов. Поэтому он чувствует себя "настоящим" - прямо как в истории, которую мы вспомнили в начале нашего разговора.
- ребенок может побывать в роли того, кто сочиняет, а затем задает задачи. В школе он всегда исполнитель, а тут - автор и даже учитель. "Настоящий" он при этом? Конечно! педагоги Маткласса всегда наблюдают, как дети решают задачи, как они мыслят, что является сложным, а что - простым. И на основании этого делают выводы, как объяснить задачи лично вашему ребенку. Это сугубо индивидуальный процесс, очень тонкий, и он дает +100 к ощущению "настоящности".
- и, наконец, то, что является "фишкой" Маткласса - сами наглядные задачи . Прелесть заключается в том, что их можно решить без сопровождения текста, и они настолько интересные, что их хочется выполнять еще и еще. У ребенка появляется позитивный опыт общения с математикой и устойчивое представление о самом себе как о человеке, который в силах справиться с любым заданием. А человек, осознающий свою силу, всегда настоящий.
Узнайте больше о наших онлайн-кружках и летних лагерях