ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Под теорией решения изобретательских задач, прежде всего, подразумеваются приемы и алгоритмы или методы мышления, активизирующие процесс мышления, например, такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности. Определенные методы мышления концентрируют наше внимание на решаемых задачах и повышают вероятность их решения. Одни методы заточены под развитие существующих товаров и услуг, другие под создание новых идей, третьи созданы для решения сложных технических проблем.
Думать, оказывается, нужно уметь. И этому стоит поучиться. Все последние открытия и изобретения сделаны людьми, которые учились думать.
Всего полвека назад люди задумались об активизации мышления в плане решения технических, организационных, экономических и других проблем и задач. Может быть, благодаря разработанным методам, технический прогресс сделал такой могучий прыжок в конце ХХ века.
Теория ТРИЗ родилась благодаря Г.С. Альтшулеру (15.10.1926-24.09.1998), который в свое время проанализировал множество изобретений и обобщил техники, применявшиеся при формулировании изобретений. Г.С. Альтшулер пришел к невероятному выводу о том, что любой человек, овладевший определенными приемами способен изобретать. ТРИЗ получила распространение и успешное применение. Множество людей, обучавшихся ТРИЗ стали профессиональными изобретателями. Но Г.Альтшулер не ограничивал применение ТРИЗ одной только областью изобретений. Он применил ТРИЗ в жизни, в том числе и в своей собственной Мы не будем сейчас подробно останавливаться на его биографии и рекомендуем самостоятельно почитать ее и сделать соответствующие выводы.
Г.С. Альтшулер первый начал использовать ТРИЗ в обучения детей. Так родилась серия занятий «И тут появился изобретатель». Используя техники ТРИЗ, даже ребенок начинает понимать, что в любой ситуации обязательно есть эффективное и простое решение и постепенно начинает успешно решать и жизненные и сложные инженерные задачи.