Я против обучения ребенка в разновозрастной группе. А вы?

Я против обучения ребенка в разновозрастной группе. А вы?

Кому вообще пришла в голову идея о разновозрастных группах? Должно быть, думающим и творческим людям, убежденным в том, что обучение не зависит от возраста, а на первое место выходит личный темп развития ребенка.

Эта тема не теряет своей актуальности. Мы решили поднять ее, потому что наши каникулярные программы собирают ребят помладше и постарше. Например, в зимней программе «Научный лагерь для подростков» будут участвовать дети от 10 до 15 лет.

Так сложилось исторически. Навязанное системой образования мнение о том, что дети должны быть +/- одного возраста, настолько укоренилось в голове, что родители начинают видеть проблему там, где ее нет. Но за этим пластом переживаний и тревог не замечают главного – реальной пользы, которую приносит обучение в разновозрастной группе.

А ведь польза огромная. Более того, обучение в разновозрастной группе выводит за границы конвейерного мышления, которое не позволяет ребенку увидеть масштаб собственного потенциала. А задавить его очень легко, поэтому дети остро нуждаются в глотке свежего воздуха и отсутствии оков.

Что на самом деле беспокоит родителей? Младшие дети будут перетягивать на себя внимание педагогов. А как насчет того, что ребята постарше сами возьмут на себя роль учителя? Другими словами, станут лидерами и помощниками для младших коллег. Чувство собственной значимости, востребованности, взрослости и ответственности – заветный набор качеств, который формирует стержень и характер подростка, развивает критическое мышление и учит комплексно подходить к решению проблем. А для младших ребят – это отличная социализация и опыт межличностных отношений.

Почему это работает? Все просто – это модель семьи. Старшие помогают младшим и одновременно развиваются сами, а младшие дети чувствуют себя комфортно и безопасно, потому что в разновозрастной группе незнание или непонимание чего-то не воспринимается так, словно ребенок в чем-то отстает от сверстников. В результате получается, что каждый член коллектива работает в собственном ритме и не испытывает давления извне. Пришло время прекратить сравнивать детей друг с другом и культивировать в юных головах комплексы.

Каждый ребенок – уникум. Что? Очень пафосно и избито? А может, как раз потому, что не воспринимается всерьез? Давайте менять установки – не в каменном веке живем. Выходить из системы – это не больно, а очень полезно.

Возможность учиться в соответствии со своим внутренним ритмом и контролировать процесс получения знаний – то, что позволяет ребенку почувствовать себя личностью уже в юном возрасте.

А что по этому поводу думают психологи? Ниже мы публикуем отрывок из интервью с известным психологом, специалистом по проблемам образования Александром Лобоком.

– Для меня учиться – это не копировать чей-то опыт, а встречаться с его опытом. Это как встреча с другой стилистикой жизни. Я с изумлением обнаруживаю, что стилистика жизни может быть совершенно другой. Мой первый класс. Это была деревенская школа. Было где-то 40 или больше человек в классе. Я был мальчиком, который активно читал.

И я прихожу в класс, в котором один третьегодник и три второгодника. Учительница на самом первом уроке задает вопрос: «Дети, кто до скольких умеет считать?» Я помню мысль, которая пришла мне в голову: «Ух ты, она сейчас с нами будет обсуждать проблему бесконечности». И вдруг сталкиваюсь со следующим. В классе оказалось несколько человек, которые умеют считать до 5.

Это был 1964 год. Несколько человек, которые считали до 10. Был один вундеркинд, который меня просто потряс. Он сосчитал до 32. После чего сказал: «А дальше я не помню». Это был для меня шок. Я задумался, как он досчитал до 32-х… Ведь дальше понятно, как нужно считать, а он сказал, что не помнит, хотя помнить и не надо.

Иногда я думаю, почему я стал психологом. Я стал психологом благодаря моему первому классу и этому мальчику, потому что я понял, что мир гораздо сложнее, чем мне казалось на первый взгляд. Как вы думаете, мне было интересно в этом классе? Мне было безумно интересно! Потому что это была встреча с незнакомыми мне реальностями.

Я, книжный мальчик, оказался в деревенском классе. И я понимал, что это меня заставляет думать. Для меня встреча с проблемными родителями, с проблемным ребенком – это то, что лично для меня является учителем, начиная с первого класса. Учительницу я не помню совсем, а вот этих детей я отчетливо помню. Они и были моими настоящими учителями. Не в том смысле, что они сознательно меня чему-то учили. Они мне показывали невероятную сложность человеческого устройства. Из-за этого я стал тем, кем я стал.

Дата создания: 22.10.2018

Отзывы: