Работаем с 2011 года
Отвечаем сейчас
Яматематику
Влюбляем в математику. Учим думать.
Решать непредсказуемые задачи.
Ответьте на 5 вопросов о вашем ребенке и математике
Пройти тест
Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных

Умейте не только решать, но и сочинять!



С младшей школы ребенок встречается с задачами на каждом предмете и по любой теме. Это нужно для лучшего понимания сути и значимости раскрываемой темы. Индивидуальные задания помогают ребенку выработать самостоятельность и решимость к действиям, а командные задачи дают возможность ученикам сплотиться, взять на себя значимую роль в команде и вместе прийти к результату.

В школе обучение новым формулам и принципам строится на коротком объяснении учителя, попытке совместно решить задачу. После этого идет решение подобных задач, но теперь каждый должен решать по отдельности. В итоге, ребенок может не понять принцип решения, однако вполне сможет решать их только за счет того, что он запомнил решение по действиям. Происходит процесс заучивания решения, а также опасных ассоциаций.

Чем ассоциации в решении задач опасны? Ребенок привыкает к однотипному решению и повторяет его раз за разом, из-за чего вполне может допустить нелепую ошибку. К примеру, можно запутаться и поставить знак деления в решении, когда в условии написано “в два раза больше”, а не “в два раза меньше”.

Задача должна быть понятной, чтобы ребенок мог спокойно решать её решить. А понятней она становится тогда, когда самостоятельно доходишь до её решения. А как тогда понять, как решать задачу, если наглядного решения нет, а хороший результат необходим? Тогда сначала нужно понять, по какому принципу сочиняются задачи.

Вот один пример: когда детям объясняют построение предложений в иностранном языке, им дают возможность самим построить предложения, чтобы они понимали, что за чем идет и как слова в предложении влияют друг на друга. Так же и в математике: чтобы решать задачу, нужно понимать, из чего она состоит Выходит, что нужно научиться самому сочинять задачи!

Сочинительство - это умение придумать абстрактную ситуацию, её условия и сформулировать задачу на основе придуманного. Это помогает в жизни не просто успешно решать задачи, а, что более важно, формулировать проблемы, находить её причины и способы решения. Такова основа изобретательского мышления. это такое же творчество, как и написание картины или книги.

Представьте себе, что Вы сочинили задачу. Первое желание - показать ее друзьям и дать попробовать им решить. Тут начинается самое неожиданное и интересное - горячая дискуссия: “Здесь присутствуют лишнии условия, почему ты так решил написать, ведь можно было бы поточнее написать условия, а тут вообще не понятно, что имелось в виду…”. А может ситуация начала бы складываться по-другому, и все стали бы веселиться при ее решении? Так и получается, что сочинение задач становится началом интеллектуального общения детей.

Однажды начинающий педагог в очень расстроенных чувствах обратилась к нам с проблемой. Точные слова уже не передать, конечно, но звучало это примерно так:”... Я не знаю, как быть. У нас начинается урок с разбора задачи, которую сочинил кто-то из детей, потом обсудить свою задачу хочет каждый и оставить эту азартную дискуссию я не могу - дети приносят новые задачи! А я, в результате, не успеваю им рассказать запланированные темы”.

Коллеге мы посоветовали не расстраиваться, а, наоборот, порадоваться, ведь ей удалось запустить такой механизм, когда дети сами, за счет своей интеллектуальной работы и идей, проводят урок. Сочинение и обсуждение условий и вариантов решений новых задач - пожалуй тот самый идеальный результат, к которому стоит стремиться!

Учителю важно уметь сочинять задачи прямо на уроке. Сначала может показаться, что это трудно, и что импровизация и экспромт в таком деле не каждому даны, однако любой человек может начать сразу сочинять. Как только сам того захочет. Очень часто родители удивляются и думают, что сочинительству надо специально учиться. Скорее надо практиковаться в этом, а вот специально учиться, пожалуй, нет. Дело в том, достаточно обсудить с ребенком решение одной задачи и тут же можно попросить сочинить подобную. У ребенка сразу начинается поток идей, он легко подхватывает и начинает сочинять.

На самом деле очень удобно и практично придумывать задачу на лету и искать ее решение вместе с детьми. При таком подходе дети видят как происходит процесс творчества. Они впитывают позитивное отношение к математике и к жизни, и это становится неотъемлемой частью развития их личности.

Обычно дети теряются у доски. Не хотят выходить, испытывают стресс. Совсем другое дело, когда ребенок хочет презентовать свою задачу. Огромное желание выйти и рассказать, услышать вопросы от друзей, узнать смогут ли они решить слету или задумаются на некоторое время? Какие вопросы начнут задавать? У доски начинается общение, дискуссия, испытание на прочность твоей логики, тренировка умения обосновывать свое мнение и многое другое, что очень пригодится детям в реальной жизни.

Сочинительство подталкивает детей к новым открытиям, дает возможность заглянуть за рамки школьной программы.

Любая творческая деятельность является мощным мотиватором двигаться дальше. Известно, что творческие люди вообще более мотивированные. Именно поэтому, когда мы делаем сочинительство частью процесса обучения, оно ставится очень привлекательным для детей. В этот момент знания превращаются из цели обучения в инструмент, дети их активно начинают использовать. Конечно, при таком применении они неизбежно осваивают нужную информацию гораздо лучше.

На первом этапе знакомства с математикой (длится он около года, в основном) ученику будут полезнее решать именно наглядные задачи. Конечно, не будет критичным, если он будет решать текстовые из учебников. Однако вот занимательный факт: за месяцы обучения только на наглядных задачах ребенок может успеть решить в 6 раз больше задач, чем если бы он решал исключительно текстовые. Ребенок просто не тратит время на чтение!

Сочинение задач — новый развивающий опыт для каждого человека, который помогает развить креативность и образное мышление. Когда ребенок принимается решать чужую задачу, он берет на себя роль исполнителя, но когда ему предоставляется возможность самому придумать задачу, он становится творцом.

Узнайте, как мы учим детей думать на наших онлайн-кружках математики

Дата создания: 23.09.2018

Отзывы:

Закроем пробелы в школьной программе и вернем уверенность на уроках математики

Скидка 20% на комплект из 40 занятий по нестандартной математике: 52000 41600₽

Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных
Нажимая кнопку отправки, вы даете согласие на обработку персональных данных