Поощрение за успехи. Всегда ли хорошо?

Поощрение за успехи. Всегда ли хорошо?



Мотивация - это то, что заставляет нас двигаться вперед, желать большего и добиваться желаемого. Мы можем ощущать мотивацию к действию, когда нас поддерживают знакомые и незнакомые люди или когда наши действия приносят нам удовольствие и гордость за успешный результат.

Когда дети готовы к работе, или же мотивированы на ее выполнение, как правило, они дольше могут выполнять свои задачи. Они чувствуют, что контролируют ситуацию, видят, что получается хорошо и где и почему возникают проблемы. Когда дети понимают, что они могут достичь своих целей самостоятельно, они хорошо себя чувствуют, что очень важно для их здоровья и благополучия.

Но не каждый способен находить мотивацию на ровном месте. Поэтому детям нужна поддержка взрослых и сверстников. Особенно, родителей и самых близких друзей. Например получать похвалу, съездить в парк или провести время с друзьями.

Дети хотят получать награду за свои старания и успехи. Но это не означает, что их необходимо награждать каждый раз, когда они сделали что-то хорошо. Иногда поощрение может создать отрицательный результат: ребенок может почувствовать, что он должен делать всегда все идеально, чтобы получить чужое одобрение и всегда получать призы, вкусняшки и игрушки. Это может привести к снижению чувства контроля и снижению уверенности в себе. Дети, которые обладают мотивацией, как правило, делают что-то просто потому, что они любят это делать. Процесс доставляет им удовольствие. Но когда награда за каждое действие становится чем-то обыкновенным, ребенок больше не сможет заниматься любимым делом, в первую очередь, для самого себя. Его начнет волновать лишь положительный результат, что обязательно вызовет одобрение.

Чем старше ребенок, тем важнее ему слышать хорошие отзывы и комплименты. Похвала и награды за достижения часто используются для повышения мотивации у детей и подростков. Показывая свою заинтересованность, наиболее важно сосредоточиться на приложенных усилиях и достижениях. Похвала, которая является уместной и признает, сколько сил ребенка было потрачено на выполнение задачи, помогает выявить или укрепить стремление продолжать совершенствоваться. К примеру: "В комнате так чисто! Вы замечательно её убрали от игрушек"; или "Ты хорошо потрудился над этой картиной. Отличные цвета выбрал для изображения земли и неба!".

Важно помнить, что некоторые дети полагаются на взрослых и ждут, когда их вновь похвалят. В этом случае дети могут быстро и легко сдаваться, если не будут постоянно получать отклик от близких. Работа может быть еще не выполнена, но ребенок уже ждет, когда ему скажут, как она хорошо получается. Тогда после каждого действия будет ожидаться реакция родителя. Такая зависимость от похвалы может влиять не только на желание продолжать, но и на самочувствие.

Комплименты и одобрение проделанной работы вызывают положительный эффект, поскольку благодаря этому дети понимают, что именно у них получается хорошо. После этого они будут лучше делать то, что уже получается у них хорошо. Например, родители могут сказать: "мы заметили, что ты хорошо постарался над строительством этого замка из конструктора" или "Ого, как быстро ты посчитал этот сложный пример!". Этот вид комплиментов хорош тем, что ребенок сразу понимает, какие его навыки позволили добиться отличного результата.

Мотивация у младенцев (до полутора лет)

В этом возрасте дети сами по себе целеустремленны и наблюдают за всем, что происходит вокруг них. Они ищут внимания, привлекая его улыбкой, смехом, лепетом или плачем. Многое из того, что могут сделать младенцы, связано с их движением. Если сначала движения ручками и ножками случайны и ничего не значат, то после дети целенаправленно касаются объектов, ползают, поднимаются, чтобы стоять и ходить. Они очень любопытны и любят исследовать все, что окажется перед глазами.

Мотивация у малышей (от полутора до трех лет)

Малыши продолжают исследовать свое окружение. И делают это осознанно, придумывая для себя маленькие задачки и цели. По мере того, как малыши взрослеют, у них развиваются самосознание и самооценка, а также понимание, что для того, чтобы что-то получить, нужно что-то сделать.

Дети в возрасте около трех лет не только заинтересованы в результате своих поступков, но и в самом процессе.В этот период они начинают оценивать свои силы: что у них получается хорошо, а что плохо. Малыши гордятся собой, когда им удается завершить сложную работу. Однако, если тяжелая задача не выполнена так, как рассчитывал на то ребёнок, он не будет сильно унывать по этому поводу и начнет делать что-то другое. Если же он сам посчитал задачу легкой, он будет недоволен. Вот почему особенно важно обеспечить малышей поддержкой и поощрением после того, как они столкнулись со сложностями.

Предоставление детям возможности самостоятельно выполнять задания позволит им развивать в себе самостоятельность и задатки лидера. Конечно, первое время родители и воспитатели могут следить за этим со стороны. По мере того как дети чувствуют себя более способными к самостоятельному решению задач, взрослым можно перестать беспокоиться о том, что что-то может пойти не так.

Мотивация у дошкольников и школьников (от трех лет и старше)

В этом возрасте навыки у детей начинают становиться индивидуальными, как и их развитие.Теперь перед началом процесса работы ребенок может обдумать его, решить, как сделать её лучше, что увеличивает вероятность получения отличного результата. Благодаря умению правильно подходить к делу, дети чувствуют себя увереннее и способнее.



А можно ли поощрять старания ребенка деньгами?

Пожалуй, достаточно тяжелый вопрос, не имеющий прямого и точного ответа. Есть люди, утверждающие, что это вполне нормально: давать деньги за заслуги и хорошие оценки, и это развивает в них дисциплину и понимание, что результат славно проделанной работы выращивает сочные плоды. Но есть и те, кто отмечают, что у детей возникает алчность, жадность и ориентир на отношения “ты мне - я тебе”.

Мы считаем, что работа по дому, хорошие поступки не должны выполняться с целью обогащения. Такие вещи должны быть бескорыстными. Если цель родителей - научить детей пользоваться деньгами, то сначала нужно подождать, когда они подрастут до школьного возраста, когда у них появится необходимость в мелких расходах.

После наших занятий дети могут самостоятельно размышлять над решением задач, повышается желание найти ответ на любую нестандартную задачу, не бояться спрашивать и отвечать. У них появляется уверенность в собственных силах и и мотивация их развивать. Сама обстановка в нашей школе подталкивает ребенка к саморазвитию, исчезает страх и неуверенность.

Дата создания: 19.07.2018

Отзывы: