Вход

Обзор результатов онлайн-тура второй Универсиады «Решатели» для учеников 1-6 классов

Обзор результатов онлайн-тура второй Универсиады «Решатели» для учеников 1-6 классов



Целью было показать ещё не знакомым с нами и нашими задачам детям красоту математики через нестандартные задачи, а уже знакомым с нами участникам - потренироваться в решении новых наглядных задач. Причем большую часть задач сочинили ученики Маткласса, авторы остальных - наши педагоги.

Сегодня попробуем проанализировать результаты первого онлайн-тура.

НАГЛЯДНЫЕ ЗАДАЧИ



Первый тур универсиады прошел с 11 по 18 января и содержал только наглядные задачи, то есть текстовые условия сопровождали их только при необходимости и формулировки были максимально просты для понимания. Мы специально исключили сложные обороты и длинные предложения, чтобы дать детям сосредоточиться на самих решениях и не тратить силы и энергию на разбор условий и понимания смысла вопроса, перечитывая текст снова и снова.

И в этом, считаем, и есть их главное преимущество - соревнование здесь идет чисто логическое, навык чтения не играет роли. Согласитесь, для многих детей на обычных олимпиадах именно текст становится камнем преткновения и именно на его понимание тратится часто основное время.

Сравните, например, две разные подачи одной и той же задачи:

1 - текстовая:

У нас есть слово “Рождество”, где каждой букве поставлена в соответствие определенная цифра: р = 1, о = 2 … и так далее до в = 8 и повторная о = 2. Найдите логику в примере: РОВ = 11. И вычислите, чему будет равно слово “СТОРОЖ”.

2 - наглядная:



Задача одна и та же, уровень 1-2 класса. Она логическая, то есть цель - найти логическое объяснение и применить его для решения. Однако для понимания текстовой подачи №1 вам, наверняка, понадобится значительно больше времени, чем во втором случае. И при этом к логике это не будет иметь никакого отношения.

Таким образом, наглядная подача всегда убирает ненужную с математической точки зрения “шелуху”, оставляя только самое главное. Чего мы и добивались.

РАЗНЫЕ УРОВНИ ЗАДАЧ



Еще одно, с нашей точки зрения, преимущество первого онлайн-тура “Решателей” - возможность выбрать уровень сложности каждому ученику, от 1 до 3 в рамках своего класса:

1 уровень - Попробуй и получится!

2 уровень - Хочу посложнее.

3 уровень - Крепкий орешек.

Кстати, надо отметить, то здесь мы применили наш один из наших главных принципов и приемов, позволяющих успешно работать с разноуровневыми и разновозрастными группы:

Уровень 1 одного класса в большинстве вариантов совпадал с уровнем 2 для следующего класса и уровнем 3 для предыдущего. То есть продвинутые ученики, к примеру, 4 класса, по сути решали (и с успехом!) задачи 5 и 6 классов и наоборот.

Варианты других классов также были открыты для тренировки, чем дети, как видно по диаграммам, с удовольствием пользовались. Однако при подведении итогов мы брали в расчет только результаты решений за свой класс. В будущем мы готовы пересмотреть этот пункт и принимать заявки на соревнование с учениками старших классов.

Интересно, что подавляющее большинство участников изначально выбирали уровень 1 (как вы увидите ниже на диаграммах, первый уровень выбирали в два раза больше участников, а уровни 2 и 3 - примерно поровну) и затем уже переходил к усложнению. И это прекрасно - Вариант 1, который шел под лозунгом “Попробуй и получится!”, как мы и рассчитывали, снимал психологический барьер у детей, которые обычно олимпиад побаивались, не чувствовали себя в них уверенно и старались избегать.

Покажем на примере двух разных классов:

КЛАСС 1









КЛАСС 5









РЕЗУЛЬТАТЫ



Теперь про сами задачи и результаты. Что касается статистики результатов, интересно заметить, что начиная от 1 уровня 1 класса и двигаясь вверх, она постепенно ухудшается. То есть 100%-ных результатов все меньше и меньше. И то же самое наблюдается и в других онлайн-турах. В очном же формате распределение примерно равное:)

Например, в уровнях первого класса преобладают 100%-ные результаты:













ТИПЫ ЗАДАЧ



Если рассмотреть типы задач, то мы их поделили условно на 3:

Шифры.

Геометрические задачи.

Графы (старшие классы).

И по каждому типу будет отдельный видео-разбор. По статистике, задачи с шифрами оказались наиболее понятны и решаемы во всех классах всех уровней. Задачи по геометрии оказались на втором месте. И графы вызвали наибольшие сложности, несмотря на то, что все задачи с графами оказались в форме тестов (см. ниже)!

Кстати, про тестовые задачи хочется сказать отдельно.

ЗАДАЧИ-ТЕСТЫ



Некоторые задачи первого онлайн-тура были представлены в форме теста, то есть несколько вариантов ответов для выбора. На первый взгляд это может показаться упрощением и вероятностью угадывания ответа, однако практика показала, что такая форма в наших задачах иногда даже усложняет принятие решений. Хотя процент угадывания также нельзя сбрасывать со счетов. В последующих турах мы не использовали тестов, но интересно рассмотреть статистику решений из первого онлайн-тура.

Например, возьмем такие задачи-тесты из разных классов. Обратите внимание, что в диаграммах не учитываются пропущенные ответы, то есть если участники предпочли не отвечать на эти вопросы. Берем только отмеченные:

ЗАДАЧА 1







ЗАДАЧА 2



Подробнее все задачи мы будем рассматривать в видео-разборе задач универсиады после 31 января, то есть после окончания последнего тура. Обратим только внимание, что вариант ответа в тесте “Ни один из перечисленных” даже усложнил задачу 9,7% участникам, большинство же не заметило, что верных ответов в задаче два, а не один:





ЗАДАЧА 3



Ну и задача, вызвавшая самая большие сложности и, кстати, единственная задача, содержащая текстовое условие, также в форме теста:





Другие задачи будут подробно описаны в наших видео-разборах в ближайшее время, поэтому сохраним интригу и не будет раскрывать их все сейчас.

Дата создания: 01.02.2020

Отзывы: