Не только решать, но и сочинять! (Часть 1)
Школьная математика представляется каждому как решение задач и примеров. А что, если посмотреть на математику с другой стороны и попробовать самим сочинить какую-нибудь задачу? И предложить решить её своим друзьям, одноклассникам, родителям, учителю.
Сочинять задачи не только невероятно интересно, но и очень полезно! Почему интересно? Да потому, что, сочиняя:
- ты чувствуешь себя экспертом!
- ты понимаешь, что сочинять могут не только люди, которые составляют учебники или олимпиады, но и простые школьники!
Почему сочинять полезно? Потому что, когда ты сочиняешь:
- ты глубже разбираешься в определённом типе задач; это значит, что тебе будет легче учиться!
- ты можешь сочинять задачи такой сложности, которая подходит именно для тебя!
Попробуем разобраться в вопросе, с чего начать сочинение задачи. Что важно и на что необходимо обратить особое внимание.
Наиболее интересны для решения и сочинения олимпиадные задачи. Так как они нестандартны и требуют особого подхода к решению. А вот сочинять их гораздо проще, чем может показаться на первый взгляд.
Рассмотрим несколько типов задач из олимпиад прошлых лет и попробуем сочинить похожие задачи.
РЕШАЕМ
Задача 1. Разрежьте фигуру (по границам клеток) на три равные (одинаковые по форме и величине) части. Олимпиада 6-го класса по математике за 2012 год.
Решение.
Решить такую задачу не очень просто, а придумать – очень даже легко!
Начнём!
СОЧИНЯЕМ
Шаг 1.
Нарисуй фигуру из 4-6 клеток, например:
Шаг 2.
Теперь «склей» несколько таких фигур:
Шаг 3. Перерисуй контур фигуры и напиши условие задачи.
«Разрежьте фигуру (по границам клеток) на три равные (одинаковые по форме и величине) части».
РЕШАЕМ
Задача 2. Вася может получить число 100, используя десять троек, скобки и знаки арифметических действий: 100=(33:3−3:3)⋅(33:3−3:3). Улучшите его результат: используйте меньшее число троек и получите число 100.
Олимпиада 6-го класса по математике за 2013 год.
Решение.
Ответ может быть таким: 100=333:3−33:3. Опять решение задачи заключается в переборе вариантов.
Давайте теперь придумаем похожую задачу!
СОЧИНЯЕМ
Шаг 1.
Придумай верный пример с умножением, делением, сложением, вычитанием, скобками, например:
12 * 3 + 45 – 6 + 7 + 8 = 90
Шаг 2.
Перепиши пример, убрав все знаки и скобки:
1 2 3 4 5 6 7 8 = 90
Шаг 3.
Запиши задание:
«Поставь арифметические знаки и скобки в выражение 1 2 3 4 5 6 7 8 = 90, чтобы оно стало верным».
Теперь приведём пример задачи 4-го класса. Почему 4-го? Не 6-го и не 7-го? Потому что такие задачи решаются довольно легко, если знаешь метод, а вот придумывать их не так-то просто, и если начать придумывать подобную задачу для 6-го класса, то можно быстро запутаться.
РЕШАЕМ
Задача 3. Спортсмены A, B, C, D и E участвовали в забеге. Спортсмен D прибежал позже A, а спортсмен B раньше D и сразу за C. Спортсмен C не был первым, но прибежал раньше A. В каком порядке финишировали участники? Олимпиада 4-го класса по математике за 2019 год.
Решение.
Для решения нарисуем таблицу:
В неё мы будем ставить + и – в зависимости от того занял ли спортсмен определённое место. Если D прибежал позже А, то D не занял 1 место, а спортсмен А не занял последнее место.
Так как В прибежал раньше D, но сразу за С, то D не занял и 2 место, а В не занял 5 и 1 места. С не был пятым и четвёртым (за ним как минимум В и D).
Спортсмен С не был первым, но прибежал раньше А: А не первый.
Первое место мог занять только спортсмен Е, ставим +
Исходя из того, что никакое другое место Е занять не мог, последнее место занял D.
Перечитаем условие ещё раз. Поскольку В прибежал сразу после С, он не мог быть вторым, а значит он третий, а спортсмен С – второй.
Проставляя знаки «-» в строках и столбцах, где уже есть «+», получаем, что А занял 4 место.
На этом сегодня все! Вторая часть статьи с созданием подобных задач и решением других выйдет совсем скоро. Ссылка на нее появится здесь: Часть 2
Статью подготовлена для родителей и детей! Автор: Андрей, сын Юлии Кручининой, педагога олимпиадной математики, автора онлайн-курса «Геометрические подвиги в стране Олимпии» и организатора каникулярных программ в Зеленоградске