Математика для дошкольников: как заинтересовать пятилетнего?

Математика для дошкольников: как заинтересовать пятилетнего?



Дети 5-6 лет отличаются повышенной аккуратностью, организованностью и работоспособностью. Но чтобы поддерживать рабочую атмосферу на протяжении всех занятий, педагогу нужно совершать нечто невероятное: балансировать между игровой и обучающей деятельностью.

Почему невероятное? Хоть мы и часто говорим о значимости игры в жизни ребёнка, игровая форма не используется повсеместно. Чаще приходится наблюдать занятие, в котором педагог не утруждает себя заботой о внимании детей.

Детям дошкольного возраста правда интересна любая тема, о которой будет идти речь на занятии. Однако они не могут внимательно следить за каждым словом учителя: они не видят то, что им говорят, а потому понимают лишь частично. Только то, что хотя бы немного смогут представить.Ведь сложно сразу понять и представить то, с чем в жизни никогда не встречался. Здесь нам и спешит помочь игровая форма.

Приведем пример: начинается урок в школе. Учитель начинает что-то усердно рассказывать. По его речи видно, что ему очень нравится его предмет, он старается подбирать интересные примеры и разжевывать каждый пункт. Однако если мы незаметно пройдёмся между партами и заглянем в тетради каждого, мы увидим каракули, закрашенные поля игры в "морской бой" и неаккуратно начерченные линии для крестиков-ноликов.

Чем младше дети в группе, тем выше потребность в разнообразии видов деятельности на занятии. Педагог Марина Теплицкая так организовывает занятия:

У детей превалирует потребность в игровой деятельности. Навыки письма формируются на базовом уровне. Играем во все настольные игры, подвижные игры, считалки, логические цепочки по выбранным характеристикам, работаем с доской, развиваем воображение: узлы, резиночки, строим из зубочисток фигурки, симметрия с резиночками на ладошках, отмечаем картинки, закрашиваем задания, кубики Никитиных. Играем в шахматы.

Педагог Алена Салангина также высказалась на этот счет:

Занятия с дошкольниками для меня сложнее, чем со старшими детьми – нужно дольшеготовиться, продумать как удерживать внимание детей и при этом все же не уходить отматематики, ну и, конечно, ко многим интересным для меня задачам дошкольники еще не готовы в силу возраста и имеющихся навыков и знаний.

Что любят делать дошколята? Играть, творить, слушать истории и рассказывать о себе, убольшинства из них еще жива природная любознательность и они хотят узнать ВСЕ, но бытьвнимательным долго им еще достаточно сложно. Вот это я и стараюсь использовать.

Алёна дает несколько советов учителям и репетиторам, как поддерживать внимание дошкольников на занятии:

1. Подвижные игры и работа с печатным материалом. «По моему опыту, подвижные игры требуют существенного времени, чтобы было интересно. Честно говоря, не часто использую именно подвижные игры, стараюсь их заменить выходом к доске, проигрыванием задачи. Если уж использовать подвижные игры, то мне больше нравится в конце занятия, когда дети подустали, повеселились в игре и разыгравшиеся сразу пошли домой.

А вот с печатным материалом мне нравится работать с дошкольниками. Они успокаиваются и самостоятельно занимаются каждый в своем темпе и на своем уровне. Понятно, что есть проблема моторики – не все можно дать, приходится смотреть удобно ли всем детям будет выполнять задание. Но часто увеличение масштаба или замена «разделить» на «раскрасить», «нарисуй» на «выложи» позволяет решить проблему.»

2. Задания и задачи собственного производства. «Обычно я даю детям несколько вариантов одного задания и оставляю место для своего придуманного задания, или предлагаю аналогичное придумать дома. И есть дети, которые решив 1-2 моих задачи, начинают придумывать свою. Тут можно сказать, что не отрабатываем навык старательной работы над заданием, но для меня ценнее, чтобы ребенок работал над заданием и получал удовольствие. Поэтому я вполне разрешаю так поступать, если решена хотя бы 2 моих задач.

Конечно, чаще всего дети придумывают подобные задачи, но, во-первых, и это хорошо, тема усваивается, во-вторых, дети очень гордятся своими задачами и тем, что я или другие их решают, а значит им хочется продолжать заниматься и дальше.»

3. Развитие мелкой моторики. «Поделки – то, что многие из «моих» детей называют главным, что им нравится на занятии. Мои занятия обычно заканчиваются или поделкой, или головоломкой, или математической игрой. Но, конечно, не просто поделки, а «около математические». Есть несколько тем, которые легко повторить в поделке: единицы измерения длины, использование линейки, геометрические фигуры можно отработать, мастеря что-то из бумаги, делая вертушки, флейты Пана, некоторые виды самолетиков. »

4. Создание сказочной атмосферы. «Например, на первом занятии в этомгоду решали задачу «про цирк», потом обсудили арену, ее форму, как построить окружность, гдеона встречается в природе, потом рассмотрели «геометрических» животных, а дальше ужеотошли от темы цирка к теме «животных».»

5. Больше игр! «Часто советуют играть в настольные игры. Да, они замечательные, я их люблю. Но почему-то чаще играю с дошкольниками на доске. Ну во-первых, как я писала, им просто нравится писать маркером, во-вторых, мне не хочется таскать игры, в-третьих, мне хочется, чтобы игра была такая, что ребенок может ее легко повторить с кем угодно (листок и ручка есть у каждого, а настолку надо покупать). И в–четвертых, многие настолки таковы, что есть преимущество у тех детей, кто в нее играл, быстрее соображает, лучше считает и тд, а с играми на доске это легче контролировать – в некоторых играх я могу варьировать сложность для каждого ребенка индивидуально, дети почти не знакомы с таким типом игр, поэтому исходно «в равных условиях». Тем не менее, иногда играем и в настолки, иногда дети сами приносятлюбимую игру и играем. »

«Главное – развитие мышления, логики, смелости, уверенности в своих силах и в том, что даже незнакомую задачу можно решить «придумав» как. Детей везде учат математическому аппарату, поэтому я не сомневаюсь, что заинтересовавшийся ребенок узнает многое про типы задач, способы решения и тд. Для меня гораздо важнее добиться заинтересованности и уверенности «я справлюсь». Кроме того, важно, чтобы ребенок именно думал, а не просто работал по алгоритму.

Для меня именно процесс решения важнее ответа в данном случае.Поэтому я стараюсь регулярно давать нетипичные задания, задания, где надо подумать,придумать как решать. Много заданий на логику и просто показывающих, что «математикавезде», чтобы ребенок использовал навыки всегда, а не только на занятиях. »

Мы проводим занятия во всех уголках Москвы. Узнать, на каких станциях метро расположены площадки, расписание и для каких возрастов занятия: matclass.ru/raspisanie

Узнать больше о занятиях Марины Теплицкой

Узнать больше о занятиях Алены Салангиной

А какие интересные приемы в обучении дошкольников вам известны? А как вы организовываете учебный процесс дома? Расскажите в комментариях на Facebook!

Дата создания: 19.09.2019

Отзывы: