Как ситуация в мире изменила жизнь одной семьи
Вся эта ситуация с коронавирусом и карантином в нашей семье привела к тому, что мы пересмотрели свой взгляд на обычные вещи. Но предпосылки к этому были и раньше. Началось с того, что старшая дочь стала жертвой буллинга. В мои школьные годы это называлось не таким модным словом, но зато смысл был понятен сразу – травля. Помните, как в фильме «Чучело»?
Первое время мы с мужем ничего не знали. Ребенок сам варился в этом и молчал как партизан. Когда однажды мне позвонила классная и спросила, почему Настя сегодня не пришла в школу, у меня внутри все оборвалось.
Помню, что ничего не ответила, отрубила педагога, положила мелкого в кроватку и начала лихорадочно набирать Настин мобильный. Ребенок тут же снял трубку. У меня закружилась голова: то ли от того, что услышала ее голос, то ли просто отпустило. Я не кричала, но от нехватки воздуха голос стал хриплым, как у пирата, поэтому казалось, будто я рычу. Бедная моя девочка… Настя тихонько-виновато сказала: «Мамочка, со мной все хорошо. Я боялась звонить. Думала, ты расстроишься или рассердишься… Я тут на лавке. Но я боялась… Я…».
Тут уже я собралась и сказала, что никогда не сердилась бы из-за такого (откуда она только взяла это!) и что очень ее люблю, а потом попросила вернуться домой, ведь на улице еще так холодно. Когда Настя зашла в квартиру, я увидела ребенка в порванной куртке и с пакетом. Рюкзака не было. На мой вопрос, что случилось, Настя, опустив глаза, ответила, что просто случайно зацепилась и не хотела идти в рваной куртке в школу. И замолчала. Я подошла, присела рядом и обняла ее. Слышу, она начала тихонько всхлипывать, а потом – рыдать навзрыд.
Мне казалось, в таких случаях лучше всего подождать, а потом уже приниматься за разговоры. Когда Настя успокоилась, мне ничего не оставалось, как снова начать вынужденный родительский допрос, потому что я чувствовала, как у меня внутри, у взрослого человека, все кипит от злости, и руки чешутся надрать уши тому гаденышу, который посмел обидеть моего ребенка.
Выяснилось, что сын завуча, задира, хулиган, авторитет среди мальчишек и гроза всех застенчивых шестиклашек, выбрал мою дочь для своего жалкого самоутверждения. А учитывая, что класс сам по себе был не очень дружный, этому наглецу не составило труда настроить против Насти остальных: одним просто нравилось демонстрировать свою силу и крутость посредством травли слабейшего, а другие молчали в тряпочку, чтобы жертвой вдруг не выбрали их.
Насте не только не давали учиться, но и не давали нормально существовать: обзывали, плевали в рюкзак и на одежду, портили вещи. Спросите, а где была классный руководитель? Она, учитель математики, Настю недолюбливала и неоднократно говорила мне на родительских собраниях, что девочка совсем слабенькая в математике и плохо усваивает материал. Я же списывала это на гуманитарный склад ума, ведь сама в школе страдала на уроках математики.
Но оказалось, что и сама учительница была своего рода соучастником травли: она вызывала Настю к доске и прилюдно высказывалась о ее бездарности, вызывая смех всего класса, сопровождавшийся выкриками «тупица». Очевидно, так она хотела показать свою власть и завоевать уважение учеников. А Настя, застенчивый от природы человечек, из-за бесконечного напряжения страшно боялась выходить к доске, пытаясь избежать очередного оскорбления или насмешки, всегда терялась и не могла сосредоточиться.
Да, дети жестокие. Это и так известно, но это известно в фоновом режиме. То есть ровно тех пор, пока не коснется вашей семьи. Я просто сказала Насте: «Больше ты туда не пойдешь». Когда вечером пришел муж, мы ушли на кухню и сели за стойку переговоров. Помню, стиснув зубы, я буквально прошипела: «Леша, они порвали ее рюкзак и выбросили в мусорку».
На следующий день мы отправились к директору, которая, к слову, была недовольна внезапным явлением всклокоченных родителей, но классную и заведующую (мать главного зачинщика) все же пригласила в кабинет.
Как это обычно бывает, нам сказали, что мы раздуваем из мухи слона, упрекнули в том, что не научили ребенка давать отпор и, мол, «извините, конечно, но, может быть, это ваша Настя не умеет наладить контакт с одноклассниками, ведь других детей в классе не трогают». Завуч сказала, что «это же дети», «это нормально», «они просто играют», «это как за косички дергать», «это всего лишь игра» и это, наконец, «школа жизни». Когда я уточнила, будет ли ей весело, если плюну в ее сумку, она захлопала ресница и заулыбалась: «Вам нервы лечить надо!». Тут уже я взорвалась и отчеканила: «Сначала я вылечу вашего сына, чтобы у него мозги на место встали». Завуч повернулась к классной и, всплеснув руками, пропищала: «Да она неадекватная!». Пытаясь понизить градус разговора, вмешалась директор. Она сообщила, что ей, к сожалению, нужно срочно ехать на какое-то внезапное совещание, поэтому разговор обязательно продолжим, но в следующий раз. Попросила зайти в учительскую и записаться на встречу. А потом мы узнали, что с 23 марта по 12 апреля все школы уходят на карантин.
Я сказала Насте, что больше в эту школу она не вернется. В ночь после этого разговора ребенок спал 12 часов кряду, как будто до этого неделю не спала. С мужем договорились, что после карантина обязательно сводим Настю к детскому психологу и подумаем о дальнейшем формате обучения, а пока будем просто отдыхать и восстанавливать силы.
Как-то вечером, листая фейсбук, я увидела, что один из френдов сделал репост о бесплатном вебинаре по наглядным задачкам для родителей с детьми 1–6 классов. Ну, началось, – подумала я. Из всех утюгов сейчас будет. Но любопытство победило, потому что речь шла именно о наглядных задачах, а вебинар подходил на по возрасту. Когда перешла по ссылке, оказалось, что вебинары уже прошли и предлагались в платном формате, но в связи с вирусом компания открыла бесплатный доступ к видео, чтобы немножко развлечь ребят.
Так получилось, что за один день мы проглотили все вебинары. Причем большую часть смотрели всей семьей: и муж, и Настя, и мелкий, и я с ними. Знаете, что меня удивило и при этом немножко пристыдило? Я знала, что из-за учительницы Настя к математике настроена негативно. Но когда мы смотрели вебинары, она решала задачи сама. А если что-то не получалось решить, то с интересом ждала следующую задачу и снова пробовала. Стыдно мне было потому, что в какой-то момент я действительно думала, что просто ребенок гуманитарий, математику не понимает, но школа-то к этому отношения не имеет. Я бессознательно усомнилась в собственном ребенке. И эта ситуация стала для меня тоже уроком. А когда увидела, что некоторые задачи Настя понимает лучше, чем мы с мужем, я опешила.
Пока они решали, я сидела и думала, как это все так вышло? То ли это удаленный формат обучения повлиял, то ли комфортные домашние условия, то ли сами задачи ребенка зацепили. Наверное, все вместе. Так мы познакомились с Матклассом. А когда выяснилось, что очные кружки они тоже перенесли в онлайн-режим, у нас уже не было ни капли сомнений в том, что мы хотим тут учиться.
Чем дальше, тем больше я втягивалась. Добавилась в закрытый родительский клуб «Маткласс Space», где познакомилась c интересными родителями и увидела принципиально иной подход к уровню обучению. Пока нам все нравится. Сейчас выбираем онлайн-курс. Настя очень любит рисовать, поэтому мы выбрали программу, где математика соединяется с искусством. Надеемся, что представится возможность попасть в очный кружок Маткласса, когда уляжется ситуация с коронавирусом, и мечтаем отправиться всей семьей на семейный глэмпинг на берегу Оки.
Некоторые люди верят, что все неслучайно. И я тоже начинаю немножко в это верить. Когда через преграды и испытания ты находишь что-то действительно ценное и важное, способное изменить жизнь, вдруг открываются новые возможности, как свидетельство того, что ты все делаешь правильно.
Узнайте, как мы учим детей думать на наших онлайн-кружках математики