Влюбляем в математику, учим думать и решать непредсказуемые задачи 

Дорогие родители!



Мы попытаемся в общих чертах рассказать Вам о том, как мы представляем себе занятия математикой с 5-6 летними малышами. 
Если в наших взглядах на преподавание математики Вы найдете то, о чем сами давно задумывались и искали, с удовольствием приглашаем Вас и ваших детей на наши занятия.

С любовью, Ваш «Математический центр».



МЫСЛИ О  ЗАНЯТИЯХ МАТЕМАТИКОЙ  С 5-6 ЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ.

5 лет – наименьший возраст, применительно к которому можно (начинать) говорить о занятиях по математике как таковых, хотя, впрочем, занятия эти неизбежно носят «промежуточный» характер, являя собою сочетание собственно математики с одной стороны и, с другой стороны, - чистописания, рисования, черчения, русского языка, игры (в не математическом смысле слова) и пр.

В сравнении со старшими возрастами (начиная с 6 лет) занятия в гораздо большей степени базируются на интуиции и импровизации преподавателя, в них куда более важен эмоциональный аспект; они в гораздо меньшей мере поддаются «планированию» в строгом смысле слова, включая и прогнозирование результатов годовой учёбы: то, что было для ученика трудно или вовсе непреодолимо на протяжении 12 месяцев, - вдруг может оказаться лёгким и осваиваемым в течение 1-2 недель просто в силу неравномерности и неполной предсказуемости роста и развития ребёнка.



НАПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ, ТИПЫ ЗАДАНИЙ И ЗАДАЧ.

Копирование чертежей: на основе определённым порядком расставленных точек; на основе клетчатой сетки тетрадки; безо всякой основы.

Раскрашивание чертежей и элементов чертежей.

Начертание цифр и букв, чистописание.

Идентификация устного названия числа и его написания (узнавание цифрового образа числа).

Различение понятий «цифра» и «число».

Постепенное знакомство с названиями чисел до тысячи включительно и с написанием их.

Постепенное обучение устному перечислению чисел в прямом и обратном порядке, начиная с 0 – 20 и кончая тысячей.

Устный счёт (сложение и вычитание) – начиная со сложения и вычитания единицы и до сложения и вычитания двузначных «корявых» (не самых удобных) чисел вроде «27» или «38».

Знакомство со знаками четырёх арифметических действий и со знаком равенства.

Знакомство с простейшими математическими терминами и узнавание соответствующих им образов (объектов) – «треугольник», «четырёхугольник», «прямая» («прямая линия»), «ломаная» («ломаная линия») и пр.

Знакомство с математическими играми (крестики-нолики, зачёркивание палочек и пр.), вариациями их (одна и та же игра на полях разного размера; с разным количеством объектов игры; со слегка изменёнными правилами игры), простейшее самостоятельное варьирование игр (самостоятельное придумывание их вариаций и сравнение вариаций).

Знакомство с легко представимыми абстракциями и с отличием абстрактного от реального (например, чем отличается точка (идея точки), которой мы оперируем в играх и рассуждениях, от того «настоящего» пятнышка, которое мы при этом наносим на бумагу и рассматриваем В КАЧЕСТВЕ НАГЛЯДНОГО ЗАМЕНИТЕЛЯ точки).



НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С 5-ЛЕТНИМИ УЧЕНИКАМИ.

 

Надо всем прочим превалирует педагогическая задача СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАСТРОЕНИЯ, и как отношения к математике и к занятиям по математике (демонстрация того факта, что всё это – интересно и «вкусно»), и как общей эмоциональной атмосферы на занятиях (каждый ученик ощущает себя полноценным, активным, инициативным участником, свободным, раскованным; на занятиях присутствует юмор). Чрезвычайно важно, чтобы это настроение стало в конце концов привычным, ощущающимся учеником как нечто такое, что для занятий математикой естественно и неотъемлемо.

Отсутствие (в большинстве случаев, хотя и не всегда) чётко фиксированного требования со стороны учителя. Например, если учителем было предложено нарисовать 5-угольник, а ученик нарисовал 4-угольник, не исключено, что подсознание, интуиция ученика на пути к правильному усвоению слова «5-угольник», старт этой работы уже взят, а финиш ещё не достигнут, и, возможно, со стороны учителя будет правильно сказать: «4-угольник – это ХОРОШО, хотя ЕЩЁ ПОКА не то, что надо», - и перейти к следующему заданию, а к 5-угольнику вернуться спустя некоторое время, дабы подсознание ученика успело проделать свою работу над его образом. Ведь если ученик нарисовал не 25-угольник, не кружочек и не лягушку, а всё-таки 4-угольник, то, скорее всего, он на верном пути к 5-угольнику.

Игровая атмосфера на занятии. Как правило, в начале работы с пятилетними учениками, первые один-два занятия дети постепенно втягиваются в темп и правила занятия. Причём всегда могут случаться неожиданности – работоспособность ученика, и в ещё большей степени группы учеников может сильно зависеть от погоды, домашних событий и обстоятельств, от «не с той ноги встал» и пр. Для 5-летнего возраста это не должно рассматриваться как нечто отрицательное.

Полное отсутствие оценок как системы. Разумеется, в какой-то отдельной игре, в отдельном задании или рабочей ситуации оценка может присутствовать; но в курсе как целом оценок быть не может – хотя бы потому, что 5-летние ещё не освоили толком само понятие сравнения одного числа с другим, одной вещи с другой, одних своих действий с другими своими (или чужими) действиями. А без понятия о сравнении и о каких-то процедурах сравнения рациональным оценкам неоткуда взяться.

      
    Нравится