Влюбляем в математику, учим думать и решать непредсказуемые задачи 






  ЕЛЕНА ЗАХАРОВА
   Москва.Красная Пресня


  ЗАДАЧА / РЕШЕНИЕ / СЛЕДСТВИЕ
  Проблемы с математикой в школе /
  Опыт решения интересных задач в Матклассе  /
  В школе хвалят и ставят пятерки!

   Преподаватель  Кузнецова Ольга Констатиновна





   
  
 
 
Нравится
 


  

В пятом классе первый раз за пять лет нас учительница в школе стала хвалить!

Интервью с Захаровой Еленой Михайловной, мамой Яны Рыженковой, ученицы Маткласса

  

- Скажите, пожалуйста, как давно вы ходите к нам?

С начала учебного года, с сентября, уже полгода.

  

- А с чем хотелось поработать, что изменить?

У нас сложности по математике. В принципе, дочь учится хорошо по всем предметам. Но математика – это просто провал. Поэтому мы пришли исправить ситуацию. Я сначала думала, что уже поздно. Нам 11 лет, раньше мы просто не знали о Матклассе. А если знали бы, наверное, пошли в 8-9 лет.

  

- Вы чувствуете, что была потребность гораздо раньше.

Да, потребность была всегда, и мы пробовали разные варианты, репетиторов, там еще что-то.

  

- А в чем сложности: с устным счетом, с чем-то конкретным?

В целом с математикой. Плохие оценки, нет желания и вообще все на свете. Интереса нет. Я даже не могу сказать, что она не понимает: если с ней сидишь, она понимает. В класс приходит – не получается. Я ей говорю: мы с тобой вчера это делали! А у нее 2. Вы знаете, наверное, еще от характера зависит. Если она понимает, что у нее предмет идет, ей это нравится, она работает дальше. А тут наоборот. С математикой не получается, и лишний раз напрягаться, что-то там писать, сидеть, два примера еще решить, - это уже целая проблема.

  

- Маткласс как раз стремится развивать абстрактное мышление через наглядные задачи.

Я надеюсь, что благодаря этому у нее раздвинутся границы понимания математики, она не будет бояться необычного и нового. Любая задачка – она будет знать, что сможет ее решить: “Я постараюсь, и я справлюсь, потому что я решаю всякие задачки”. А не только типовые одни и те же.
И сына я решила тоже привести в Маткласс, пока он еще дошколенок. Это не рано, с ним надо уже сейчас заниматься. У вас в статье написано, где урок для родителей, что надо с 6 лет начинать. Если вы хотите что-то такое развить у ребенка, то надо начинать как можно раньше. Моему сыну почти 6 лет, и мы начали сюда ходить, с удовольствием.

  

- А сейчас, после занятий в Матклассе, есть какие – то моменты, связанные с математикой, которые вызывают если не любовь, то уважение?

Скажем так. В пятом классе первый раз за пять лет нас учительница стала хвалить.

  

- Какой замечательный результат!

Ну не замечательный еще, потому что на контрольных у нас одни двойки. Зато у доски все хорошо. Я действительно смотрю оценки: пять, пять, какие-то проблески появляются. Cпрашиваю у учительницы: с чем это связано? Она говорит, что у доски дочь выдает ответ, который отличники, например, не могут. То есть она не боится, решает, тянет руку. А с контрольными работами у нас, к сожалению плохо.
Исчезла боязнь. У нас новые учителя, конечно, в 5 классе по всем предметам. Хотя когда я в первый раз увидела учительницу на собрании, то поняла, что это настоящий математик - не жди поблажек. Я уже, честно говоря, ей звонила, спрашивала, может вы там ей помогаете? Нет, говорит, если бы я ей помогала, то с 2 на 3 бы я ее тянула, ну на 4. Вытянуть на 5, это уж говорит, извините, я себя уважать не буду. Я спрашиваю, то есть у нее реально 5? Да, говорит, много пятерок у доски. Но к сожалению, самостоятельно когда она решает, пока не идет, я не знаю, с чем это связано.
Яна легко запоминает английские слова, для нее незнакомые, а запомнить таблицу умножения раньше было сложно. Уже и ругали, что только ни делали. Потом перестали ругать. В начале учебного года, в августе я узнала про Маткласс, причем случайно на фейсбуке, кто-то поставил “мне нравится”. Подумала, это последняя попытка, попробуем.

  

- Может есть какие-то специфические задачи у Яны любимые, например, наглядные задачи?

Да, она мне рассказывает про занятия. Иногда задачи она не может на память воспроизвести. А когда остается материал какой-то на руках, я у нее спрашиваю, как это решить? Она объясняет. Бывает, что и пересказывает то, что решали, если запоминает. Она под впечатлением.
Ей интересно однозначно, она идет с удовольствием. Причем мы едем, не то, чтобы в шаговой доступности. Едем на метро, собираемся, безо всяких отговорок. Дочь говорит: нет, мне интересно, я пойду. Несмотря на то, что дети в группе остальные вроде бы младше. Очень нравится.

  

- У них в группе идет интересное общение, дети видят, что она может решать задачи, ей это, наверное, нравится.

С одним мальчиком она ходит, они вместе сидят, по возрасту близко. И еще она видит по другим детям в Матклассе, как можно заниматься математикой. Я один раз посидела на занятии, там мальчик соображает какими –то миллионными числами! Считает за секунды! Для этого тоже надо ходить, чтобы видеть, куда надо стремиться.
У нас ведь результат есть определенный. Как я уже сказала, нас первый год похвалила учительница! Я ей говорю, Марина Дмитриевна, вы не представляете! Нет, она отвечает, ваша дочь все соображает, все понимает, решает, отвечает и работает.
И Яне больше ей не стыдно. Раньше такое было: мама, мне так стыдно за математику! Просто мы везде с гордостью, по всем предметам, а за математику стыдно.
Я, честно, была поражена! Просто к нашим неуспехам в математике начала относиться как к данности. Еще учительница такая, что от нее не дождешься просто так похвалы. Как правило, все родители стараются, ходят, просят, я ничего не прошу. Первое собрание, и сразу вопрос: кто мама Яны? Как обычно разнос. 2 месяца прошло, она даже болела, потом спрашиваю у учительницы, как дела у нас. Она говорит: “Ничего у вас страшного, Яна старается, решает. На контрольных – невнимательность. Хочет, как лучше, получается, как всегда. Но сказать, что ребенок не соображает, я не могу однозначно. Соображает, еще как. Когда я спрашиваю – кто сейчас ответит, поставлю 5. Отличники не отвечают, отвечает она сама”. Не все потеряно, будем продолжать. Да, мышление развивается.

  

Интервью взяла Татьяна Коломейцева.

Комментарий педагога


Кузнецова Ольга Константиновна:

Что я делаю на уроках, чтобы были результаты?

      Когда родители впервые приводят ребенка на урок , я задаю вопрос: «какой результат Вы ожидаете получить от занятий?» И часто в ответ слышу : «Мой ребенок не хочет решать самостоятельно задачи, ленится, не любит считать, боится проверочных работ, ему не интересно на уроках по математике в школе. Хотелось бы изменить ситуацию».
       Но «чуда» не произойдет за несколько занятий, предстоит совместная работа ребенка, педагога и родителя. Как и в любом другом деле «заставить» учить невозможно, у ребенка должна быть внутренняя мотивация «делать, решать», тогда появятся результаты
       Поэтому, для меня, как педагога, главная задача – увлечь ребенка математикой, вызвать интерес к поиску решения любой незнакомой задачи, выработать уверенность в себя.
       Как показывает мой педагогический опыт, всем: будь то дошкольник, школьник, или даже взрослый, нравится решать наглядные задачи. Воспринимаются они как «картинки», не надо вникать в условие, бери и сразу творчески размышляй над идеей решения.
       Поэтому на уроках, в-первую очередь, предлагаю разнообразные наглядные задачи: лабиринты, всевозможные «разрезалки», поиски многоугольников, математические ребусы и многое другое. И для каждого ребенка найдется та, которая «зацепит» его. Так «пробуждается» интерес к решению. ….Через некоторое время, ребенка просто не оторвать от этих задач.
       Это произошло с Яной, так происходит и с другими детьми в Матклассе.
       Теперь возникший интерес необходимо удержать, «культивировать». Поэтому на своих уроках предлагаю разные по темам интересные задачи с открытыми вопросами. Задачи, которые позволят детям размышлять, выдвигать идеи, обсуждать различные варианты решений. Важно, чтобы ребенок не боялся высказывать мысли, задавать вопросы и искать ответы на них.
       Такое обсуждение происходит в творческой атмосфере. Сочинение задач, игровые паузы, командная и индивидуальная работа; интересные математические темы, задачи, которые можно «сделать руками»; выступление в роли «учителя», соревнования с родителями - все это позволяет каждому ребенку раскрыться и закрепить свой «математический успех». Из желающих выйти к доске, и объяснить решение выстраивается очередь.
       И, конечно же, на каждом уроке ребята практикуют «устный счет». Отрабатывается не только навык счета, развивается воображение, память, веру в свои силы. На первом занятии «новенькие» говорят, что у них не получится, ведь в школе они считают только «в столбик», но уже через несколько уроков с удовольствием ждут эти «счетные игры».
       Вот в такой совместной работе меняется отношение к математике: проходит страх, возникает желание размышлять, искать решения , самостоятельно осваивать знания и применять их в разных сферах жизни.

  


ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ, СОВЕТАМИ И КОММЕНТАРИЯМИ!

   


      
    Нравится